23 января 2021 14:01

23 января 2021 14:01

Без права на ошибку

Во время службы Пётр Велижанин не только минировал объекты, но и спасал людские жизни

Минёр – одна из редких и самых опасных военных профессий. Овладеть ею значит стать высококлассным специалистом. Бывший слесарь Тюменского локомотивного депо Пётр Велижанин в годы Великой Отечественной войны был минёром
70-й морской бригады и совершил немало подвигов. Воспоминания о жизненном пути этого героя сохранились в музее истории железнодорожного транспорта Тюменского региона обслуживания.

 

– Военный путь Велижанина начался задолго до войны: с 1933 года он служил на Дальнем Востоке в Краснознамённой армии под командованием Блюхера, – рассказывает заведующая тюменским музеем Галина Оношкина. – В 1939 году он был направлен на станцию Отпор, а в 1941-м призван на фронт. Морская бригада, в которую распределили солдата, формировалась в Омске. Уже оттуда воинов дислоцировали на берег Ладожского озера в Ленинградскую область.

За успехи солдата Велижанина направили на учёбу на станцию Хабило Московской области, где формировалась первая гвардейская бригада. На курсах учащиеся изучали немецкое оружие и мины. Затем ребят забросили в Житомирскую область под город Овруч. Отряд имени Невского, в составе которого был и Велижанин, прошёл по тылам врага 12 тысяч километров.

Однажды под Житомиром группа минёров получила задание. Выполнить его доверили двум солдатам – Тихонову и Велижанину. На шоссе солдаты уложили в коробки тол, вставили взрыватели, опустили мины в неглубокие ямки и присыпали их землёй. Шесть мин в шахматном порядке были установлены на дороге. Минёры спрятались в кусты. Из них они наблюдали, как по дороге приближается мотоцикл с двумя гитлеровцами – то были патрульные. Но вот неудача: мины не сработали! То же самое произошло и во второй раз. «Что-то не сделали не так, в чём-то наша недоработка», – думали тогда бойцы. Лишь на третий раз мины взорвались. В то день товарищи усвоили главный урок: минёрам нельзя ошибаться, их работа должна быть точной и оперативной.

Во время боёв Велижанин блестяще освоил воинское искусство: он научился неожиданно появляться перед врагом и во­время исчезать. Вот что пишет сам Пётр Васильевич в своих записках: «Мы воевали в Белоруссии, на Украине, в Польше, Чехословакии, Венгрии. Во время боя в Словакии я был тяжело ранен. Крупные бои велись тогда в Польской Народной Республике, в Белоярских и Яловских лесах. Мы форсировали реки Бук и Вислу. За это польское правительство наградило меня крестом Польской Народной Республики. В Словакии мной был подорван эшелон с живой силой противника, четыре моста, две мельницы, десять километров железнодорожного полотна. Наш отряд пришёл на помощь словакам в сентябре 1944 года. Несколько месяцев мы вели неравные бои в горах. Много тогда погибло наших. Я был ранен, но остался в строю. Особенно мне запомнилось, как ловко мы разоружили охрану и взорвали один большой мост. Это на десять дней задержало немецкие части, брошенные против словаков. В марте 1945 года наш сильно поредевший отряд вырвался из окружения и отступил на территорию Венгрии. Здесь мы перешли линию фронта, и я встретился с нашими. Чехословацкое правительство наградило меня звездой партизана и медалью «20 лет Словацкого восстания».

Так закончилась война для Петра Велижанина. За время службы он поставил тысячи мин и спас жизни сотням человек. За это был награждён медалью «За отвагу».

Вскоре после окончания Великой Отечественной минёр возвратился в Тюмень. Ремонтируя тормозное оборудование тепловозов в Тюменском локомотивном депо, наш герой стал ударником труда. Также он был отмечен знаком комсомола за активную работу с молодёжью. До самой смерти Велижанин поддерживал связь с боевыми друзьями. Письма от товарищей приходили со всех концов – из Киева, Иркутска, Москвы. Им было что вспомнить…

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31