14 мая 2021 20:11

14 мая 2021 20:11

Против силы трения

Снижение интенсивности износа в системе «колесо – рельс» должно стабилизировать обстановку с безопасностью движения поездов

Уменьшение трения в системе «колесо – рельс» – важная составляющая высокого качества работы железнодорожного транспорта и безопасности движения поездов. За прошлый год дорога улучшила количественные и качественные показатели в вопросах лубрикации. Вместе с тем остаются изъяны, которые нужно устранить.

 

Положительная динамика

Применение стационарных и передвижных рельсосмазывателей значительно снизило негативные факторы при взаимодействии элементов в системе «колесо – рельс». По итогам прошлого года улучшился ряд показателей износа колёсных пар локомотивов: по всем сериям уменьшилось количество суммарных обточек. Снизилась и интенсивность износа гребней колёсных пар на всех локомотивах, кроме пассажирских электровозов ЧС-2. Положительная динамика наблюдается по показателям износа в электропоездах.

– Количество обточек колёсных пар вагонов электропоездов в сравнении с итогами 2010 года снизилось: на 32,29 % – у моторных вагонов, на 31,33 %  – у прицепных, – сообщил «УМ» главный инженер Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Василий Конаков. – При этом средний ресурс бандажа колёсных пар вагонов электропоездов составил 596,66 тысячи километров против 448,68 тысячи километров в минувшем году. Ресурс бандажа прицепного вагона возрос почти на 25 %.

Полотно – важно

С одновременным улучшением отдельных показателей наблюдается отставание Свердловской дороги от других магистралей в путевом комплексе.

– За двенадцать месяцев прошлого года сверхнормативный боковой износ рельсов на главных путях уменьшился до 5,479 километра, что составило 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, – рассказал главный инженер службы пути Александр Гришан.

По выполнению удельных показателей в путевом комплексе магистраль заняла одно из последних мест в общесетевом рейтинге (за девять месяцев 2010 года). На тринадцатой позиции наша дорога оказалась по интенсивности износа элементов стрелочных переводов и на двенадцатой – по удельному количеству смен остряков и рамных рельсов.

– За проходом передвижных рельсосмазывателей нет должного контроля, велико количество неисправных путевых лубрикаторов, во многих дистанциях пути они располагаются нерационально, – назвал причины низких удельных показателей начальник Дорожного конструкторско-технологического бюро Фарид Мухамедзянов.

Помимо этого, расход смазки стационарными путевыми лубрикаторами значительно уменьшился по сравнению с 2010 годом. «Лидерами» здесь оказались Сургутская и Кунгурская дистанции пути, где расход смазки снизился более чем в два раза. Главная причина – неудовлетворительное состояние рельсосмазывателей.

 

Лубрикация в пути

– За двенадцать месяцев минувшего года передвижные рельсосмазыватели совершили 7831 поездку. Это на 32 поездки меньше, чем в 2010 году, – отметил начальник Свердловской дирекции тяги Анатолий Крутько. – Расход смазки по сравнению с 2010 годом увеличился на 9,7 %.

– На неполное плечо передвижные рельсосмазыватели стали ездить реже на 71,8 %: если в 2010 году они сделали 170 поездок, то в прошлом году – только 48, – привёл данные главный инженер Дорожного центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Вячеслав Глазачев. – Вагон-рельсосмазыватель в 2011 году выполнил 79 поездок на участке Пермь – Екатеринбург – Нижневартовск, все в составе пассажирских поездов. В текущем году на дорогу поступят четыре вагона-рельсосмазывателя, которые обеспечат ежедневное смазывание кривых на участке Екатеринбург – Санкт-Петербург.

В итоге график выполнен на 98,1 %. Это позволяет считать эксплуатацию передвижных рельсосмазывателей удовлетворительной. Единственной причиной небольшого отставания от графика стал неплановый ремонт локомотивов.

 

Новинка

Работа стационарных путевых лубрикаторов оказалась неэффективной, за исключением Камышловской дистанции пути. Причина – нерациональная расстановка лубрикаторов в дистанциях пути. Кроме этого, в декабре 2011 года насчитывалось 26 неисправных путевых лубрикаторов, из них 23 лубрикатора типа СПР-02. Они простаивают из-за отсутствия сжатого азота и нехватки запасных частей.

Чтобы исключить недостатки в работе СПР-02, специалисты Дорожного конструкторско-технологического бюро разработали новый путевой гребнесмазыватель. После тестовых испытаний на станции Екатеринбург-Сортировочный в декабре прошлого года опытный образец установили в Камышловской дистанции пути.

– Устройство использует в работе энергию колеса, когда над ним проходит состав, и не требует дополнительных источников питания, – пояснил начальник Дорожного конструкторско-технологического бюро Фарид Мухамедзянов. – Для заправки устройства не нужен сжатый газ, новый гребнесмазыватель не нарушает целостности рельса, а специальная смазывающая щётка обеспечивает равномерное распределения смазки по гребню колеса.

И всё же некоторые недостатки устройства выявились во время пробной эксплуатации.

– Мы заметили, что смазывающая щётка выполнена из неэластичного материала, отчего её ворс быстро изнашивается, – обратила внимание инженер тех­отдела Камышловской дистанции пути Екатерина Романова.

Также нужно уплотнить крышку резервуара, оптимизировать объём дозированной подачи смазки. Сотрудники Дорожного конструкторско-технологического бюро доработают конструкцию экспериментального лубрикатора, и тогда новый гребнесмазыватель имеет все шансы на широкую эксплуатацию во всех дистанциях пути Свердловской магистрали.

 

Хороший вариант

В рамках Программы внедрения ресурсо­сберегающих технологий для дороги в текущем году выделены средства на оборудование рельсосмазывающими установками трёх прицепных моторных вагонов. Сейчас решается вопрос о поставке и монтаже оборудования.

Моторные вагоны с рельсосмазывающими установками планируется опробовать на полигоне Пермского региона обслуживания. Комплексное применение трёх прицепных вагонов высвободит два локомотива-рельсосмазывателя, восемь локомотивных бригад и четыре нитки в графике движения на участке Пермь – Балезино.

В итоге, по заключению специалистов, все меры по снижению интенсивности износов в системе «колесо – рельс» позволили стабилизировать ситуацию в условиях возрастающего объёма перевозок.

Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31