19 января 2021 08:09

19 января 2021 08:09

Точка пересечения интересов

Грузооборот дорог должен быть соразмерен пропускным способностям инфраструктуры магистралей<br />

Для улучшения управляемости парка вагонов необходима его консолидация. Об этом во время прошедшего 14 февраля заседания Уральского межре­гионального координационного совета по вопросам грузовых перевозок заявил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов.

 

Скоординировать действия

Среди основных вопросов, которые удалось обсудить во время заседания, – обеспечение по­грузочными ресурсами грузовладельцев, вывод на безубыточную деятельность пригородных пассажирских перевозок и способы улучшения транспортного обслуживания экономик регионов.

Отметим: координационные советы проходили на нашей дороге и раньше и уже успели продемонстрировать свою эффективность. Так, после заседания Екатеринбургского регионального совета удалось организовать зимний завоз на Свердловской магистрали: погрузка за первый месяц текущего года составила 10,34 млн тонн, что на 4,3 % больше января прошлого года.

Межрегиональный координационный совет отличался от предыдущих заседаний расширенным составом участников. С помощью видеосвязи в режиме реального времени были заслушаны представители разных регионов. Участие в обсуждении приняли руководители Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, а также восьми субъектов Российской Федерации, представители компаний-операторов и грузовладельцев, общественных и отраслевых организаций Уральского и Приволжского федеральных округов.

Лейтмотивом доклада начальника Свердловской магистрали стала мысль о более эффективном использовании подвижного состава.

– Сегодня на полигоне Свердловской железной дороги работает 112 операторских компаний, из них 11 компаний вывозят 60 процентов грузов, а 101 оператор – остальные 40. На сети из 1850 собственников вагонов только 40 имеют парк, превышающий тысячу единиц. Напомню: с 2002 года коэффициент сдвоенных операций снизился сразу в несколько раз – с 54 до 8 процентов. Обострение проблемы встречного перемещения порожних вагонов произошло из-за расхождения целей и задач перевозчика и собственников подвижного состава. В августе 2011 года 13,5 тысячи порожних вагонов перемещались по дороге во встречном направлении. Наша задача – поэтапно до конца 2012 года увеличить
количество сдвоенных операций до 16–17 %.

Для повышения эффективности работы подвижного состава, снижения нагрузки на инфраструктуру и гарантированной погрузки важнейших для экономики государственных и социально значимых грузов ОАО «РЖД» должно иметь возможность управлять не менее 50 процентами парка полувагонов. Для этого нужно привлекать в управление полувагоны других собственников. Кроме того, необходимо создать механизмы, стимулирующие участников перевозочного процесса улучшать показатели использования парка вагонов и минимизировать время нахождения вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями.

 

На пределе возможностей

На Свердловской магистрали, как и на Южно-Уральской, каждый год растёт грузооборот. Несмотря на увеличение парка грузовых вагонов до 1 млн 88 тыс., грузоотправители продолжают жаловаться на их недостаток. Согласно прогнозу развития промышленности, в регионах обслуживания СвЖД будет продолжен рост производства. Грузооборот к 2020 году в среднем по дороге увеличится на 26 %. Объёмы в направлении западных стыков Балезино и Дружинино возрастут более чем на 60 %, а по стыку Колчедан – на 80 %.

Решить проблему обеспечения заданных объёмов грузоперевозок поможет чёткое планирование погрузки. Также нужно найти баланс между объёмами грузов и пропускными возможностями инфраструктуры. В течение февраля должна быть сформирована объективная, выверенная схема по объёмам завоза грузов для обеспечения программ социально-экономического развития регионов.

– Увеличением количества вагонов не решить проблемы грузооборота, – подчеркнул министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Павлов. – Часто руководители транспортных цехов не интересуются общесетевыми принципами работы ОАО «РЖД». Руководству предприятий нужно лучше вникнуть в особенности грузовой работы железных дорог. Дорогам же необходимо научиться рационально использовать существующие инфраструктурные возможности и интенсивнее развивать их в дальнейшем.

– Нашей дороге в условиях увеличения загруженности инфраструктуры приходится принимать ряд действенных мер, – подключается к разговору начальник Южно-Уральской железной дороги Виктор Попов. – К таким мерам я отношу ввод дополнительных маневровых локомотивов, привлечение новых работников, планирование работ.

Опытом в вопросах регулирования погрузочных ресурсов поделился и начальник Свердловской железной дороги:

– Каждую неделю в диспетчерском центре рабочая группа принимает руководителей предприятий региона. Мы пытаемся оперативно решить вопросы, которые возникают у грузоотправителей. Такие совещания дают хорошие результаты.

 

Инвестиции –

в инфраструктуру

По признанию руководителей Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, в настоящее время обе магистрали работают на пределе своих инфраструктурных возможностей. К примеру, резервы для дальнейшего наращивания объёмов перевозок на ряде направлений Свердловской дороги практически исчерпаны. Чтобы повысить пропускные способности, дорогам приходится принимать беспрецедентные меры. Для снятия инфраструктурных ограничений инвестиционным комитетом ОАО «РЖД» были утверждены проекты развития. Например, до 2020 года в развитие только Свердловской магистрали планируется инвестировать более 266 млрд рублей.

– Но собственных инвестиционных ресурсов компании недостаточно, – отмечает Алексей Миронов. – Нам необходимо формировать механизмы государственно-частного партнёрства для развития инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков.

Другая важная тема, озвученная во время заседания, – мелкотоннажная перевозка. Развитие малого и среднего бизнеса формирует потребность в отправки грузов маленькими партиями. При этом пятитонные контейнеры практически изжили себя, а трёхтонных уже давно не существует. Как пояснили руководители двух дорог, для перевозки грузов малыми партиями можно использовать специальную упаковку, например так называемый скрытый подвижной состав.

 

Выход на безубыточность

Отдельное время участники заседания уделили обсуждению вопросов пригородных пас­сажирских перевозок и обеспечения их безубыточности. Далеко не во всех областях уровень региональных компенсаций достаточен. К примеру, до сих пор не урегулированы отношения с правительствами Челябинской, Оренбургской и Курганской областей. Между тем в Свердловской области, благодаря увеличению уровня дотаций в прошлом году, удалось приобрести три новых поезда ЭД4М.

– Пригородный железнодорожный транспорт – хорошая альтернатива автобусам и маршрутным такси, ведь это более безопасный вид транспорта, – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков. – Для привлечения большего количества пассажиров нужно скорректировать тарифную политику. На востребованные маршруты необходимо направить новый подвижной состав. Также уже давно требуется рассмотреть возможность ускорения некоторых поездов. Например, из Екатеринбурга до Серова пас­сажирский поезд едет одиннадцать часов, при этом автобус доезжает за шесть часов.

Справка

 

Индустриально развитый регион, обслуживаемый двумя железными дорогами (Свердловской и Южно-Уральской), в прошлом году отправил по железной дороге 210,6 млн тонн грузов, что составляет 17 % погрузки сети. Суммарный грузооборот двух дорог достиг 342 млрд т•км, прирост к 2010 году составил 19,7 млрд т•км. С пассажирских станций дорог отправлен 51 млн пассажиров, в том числе 38 млн – в пригородном сообщении.

 

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31