19 апреля 2021 15:23

19 апреля 2021 15:23

Вернуть и использовать повторно

Свердловская магистраль демонстрирует нарастающую динамику абсолютного возврата электроэнергии рекуперации<br />

Дмитрий Онисько, 

главный инженер Свердловской дирекции тяги

Положительная тенденция в этом вопросе сохраняется на протяжении трёх последних лет. В прошлом году задание по возврату энергии рекуперации в контактную сеть было выполнено на 101,6 %. За счёт чего удалось выйти на такие показатели, рассказал Дмитрий Онисько.

 

– Мы ориентировались на цифру 71,5 миллиона кВт/ч. Фактическое выполнение составило 72,63 миллиона кВт/ч. При этом удельный возврат энергии увеличился на 157,6 %, абсолютный – на 160 % к уровню 2010 года. Наилучших результатов добились в эксплуатационных депо Пермь-сортировочная, Каменск-Уральский, Камышлов и Свердловск-сортировочный.

– Дмитрий Иванович, если рассматривать конкретные участки, как по ним распределился годовой объём рекуперированной электроэнергии?

– Основных, назовём их так, поставщиков объёмов рекуперации в контактную сеть три. Это участки Екатеринбург – Балезино (33 %), Екатеринбург – Ишим (28 %) и Екатеринбург – Каменск-Уральский (24 %). Здесь учтены оба направления – чётное
и нечётное.

По маршруту от Шали до Екатеринбурга средний удельный возврат энергии рекуперации на электровозах 2ЭС10 достигал 10,5 кВт/ч на измеритель, что
на 50 % выше среднего удельного возврата энергии рекуперации по электровозам последних моделей.

Проанализировали мы показатели
и по конкретным поездоучасткам направления Екатеринбург – Балезино. Получилось, что наибольший возврат электроэнергии приходится на нечётное направление участка от Перми
до Балезино (27 %). Здесь преобладает поток гружёных поездов, так что результат вполне закономерный. В то же время и чётное направление этого поездоучастка Пермь – Балезино даёт не намного меньше рекуперированной электроэнергии – 23 % от общих размеров возврата.

Данные о том, что мы получаем максимальный возврат энергии на участке главного хода Екатеринбург – Балезино, послужили одним из оснований его выбора как экспериментального. Здесь
и будут проходить исследования всех процессов рекуперации.

– Больше электроэнергии вырабатывают электровозы массовых серий или новые, которых не так много, но энергоэффективность их выше?

– Структура выработки электроэнергии рекуперации по сериям локомотивов на том же направлении Екатеринбург – Балезино такова. На электровозы ВЛ11 всех инде-ксов приходится 95,6 %, на 2ЭС10 – 4,4 %. В целом по магистрали основной процент возврата электроэнергии также дают локомотивы массовых серий: ВЛ11 (40 %)
и ВЛ10 (34 %).

В сравнении с ними доли электровозов последних поколений, это 2ЭС10 и 2ЭС6, вроде бы совсем незначительные ( 1,4 %
и 17,7 %). Однако наибольший удельный показатель возврата электроэнергии имеет 2ЭС10, который эксплуатируется на участ-
ке Екатеринбург – Балезино. И достигает этот показатель, как я уже говорил, без малого 10,5 кВт/ч на измеритель.

– На объёмы поступающей электроэнергии напрямую влияет и исправность схем рекуперации электровозов. На протяжении нескольких лет Свердловская дорога подвергалась критике за то, что многие из них попросту не действовали. Как сейчас изменилась ситуация?

– На сегодняшний день из 638 электровозов, оснащённых схемами рекуперации, исправны 439. Разоборудованы 199, требуют настройки 75. И, что важно, в 2011 году наметился резкий рост количества восстановленных схем рекуперативного торможения – их было порядка 120.

Интересно, что и размеры возврата энергии на электровозах с восстановленными схемами рекуперативного торможения в течение года постоянно, из квартала
в квартал, увеличивались. Показатель этот в итоге составил почти три процента
от общего объёма рекуперации со всех схем.
     Но есть и проблема. Из 117,5 единиц локомотивов ВЛ11 всех индексов, которые уже прошли восстановление схем
на Екатеринбургском электровозоремонтном заводе, 40,5 требуют настройки. Однако предприятие в принципе не занимается их автоматическим регулированием. И пока эта проблема не решена.

– Какие цели в работе по рекуперации стоят на этот год?

– Задача по абсолютному возврату энергии рекуперации поставлена на уровень не менее 100 миллионов кВт/ч в год,
а по удельному – 4,5 кВт/ч на один измеритель. Есть несколько путей решения. Они звучали в ходе январского заседания секции «Электрификация и электроснабжение»
 научно-технического совета ОАО «Российские железные дороги», которое проходило  в Екатеринбурге.

       Во-первых, идёт подготовка локомотивных бригад к управлению электровозами новых серий 2ЭС6 и 2ЭС10. Для эксплуатационных депо, к которым они приписаны, уже приобретены учебные тренажёры и симуляторы, с помощью которых машинисты и их помощники отрабатывают
в том числе и навыки применения рекуперативного торможения.

Один из важнейших вопросов – регулирование уровня напряжения в контактной сети. Новые локомотивы очень чутко воспринимают его повышение и переходят на реостатное торможение. Тогда вырабатываемая энергия гасится, мы её просто теряем и не можем использовать повторно. Это второй момент.

Решаться поставленные задачи будут
и через мотивацию локомотивных бригад
на применение рекуперативного торможения. Для них уже разработано новое положение о премировании. Упор в этом документе будет сделан на выполнение плановых заданий удельного возврата и удельного расхода электроэнергии рекуперации на разных поездоучастках.

Справка

 

С учётом обновления парка электровозов, замены их более энергоэффективными локомотивами, а также восстановления схем рекуперации в текущем году перед Свердловской дирекцией тяги по-ставлена задача – возвратить

в контактную сеть не менее

126,5 млн кВт/ч.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31