18 января 2021 03:56

18 января 2021 03:56

Альянс руководителя и инженера

На Свердловской магистрали разработан уникальный документ, регламентирующий работу в опасных местах

Андрей Морковников,

начальник службы охраны труда и промышленной безопасности СвЖД

В прошлом году по сравнению с 2010 годом уровень производственного травматизма на СвЖД был снижен более чем на 30 %. По первым итогам 2012 года ситуация также меняется в лучшую сторону. За счёт чего удалось добиться таких показателей? Какие профилактические меры самые эффективные? Об этом корреспонденту «УМ» рассказал Андрей Морковников.

 

 – За первые два месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года случаи производственного травматизма действительно снижены. Но всё же признать ситуацию удовлетворительной я не могу. К 15 марта на дороге было допущено две травмы, одна из которых – тяжёлая. «Отличились» Свердловская дистанция электроснабжения и эксплуатационное моторвагонное депо Свердловск. В прошлом году к этому времени было допущено четыре случая травмирования на производстве, один смертельный и два тяжёлых.

 

Вывести из опасной зоны

– Основной принцип работы в сфере охраны труда – по-прежнему чёткое планирование?

– Конечно. Во всех коллективах регулярно проходят совещания, техучёба, обучающие семинары, проводятся профилактические мероприятия. План организационных мер и профилактической работы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, предупреждению несчастных случаев с гражданами, не связанными с производством, а также указания, поступающие из ОАО «РЖД», ставят перед службой ряд задач по организации системы управления охраны труда. Есть и другие важные документы – программа по улучшению условий охраны труда на год и программа по обеспечению промышленной безопасности. Мероприятия, включённые в эти документы, направлены на то, чтобы вывести работников из опасной зоны, сократить воздействие на них вредных и опасных производственных факторов. Для этого важно проводить технические мероприятия. В каждом хозяйстве они свои. К примеру, в вагонной отрасли это установка устройств ограждения подвижного состава. Подобные технические изобретения позволяют уменьшить влияние на уровень производственного травматизма человеческого фактора.

– Перечень документов, которыми руководствуются инженеры по охране труда, постоянный? Или он расширяется?

– Как раз сейчас согласование проходит новый важный документ, разработанный на нашей дороге: «Организация работы в опасных местах электроустановок структурных подразделений СвЖД, не относящихся к электроустановкам хозяйства электрификации и электроснабжения».

Он будет регламентировать работу в местах повышенной опасности, где есть возможность поражения электротоком даже при выполнении комплекса мероприятий. Он был запущен в разработку по заданию главного инженера дороги в начале 2012 года. Если для хозяйства электрификации работа с электротоком привычна и у них есть единый руководящий документ, то в других хозяйствах пока нет понимания, как работать в зонах повышенной опасности. Тому подтверждение – травмирование электромонтёра в Тобольской дистанции сигнализации, централизации и блокировки в 2008 году.

При разработке документа мы попытались подойти к заданию комплексно. Провели совместное селекторное совещание со службой электрификации и электроснабжения, дали телеграмму на линию: чтобы специалисты определили перечень опасных мест в их видении и понимании. В создании документа активно участвовали главные инженеры – Владимир Вербицкий (служба электрификации и электроснабжения) и Борис Тропин (Центр эксплуатации и ремонта), а также инженер по охране труда моторвагонного депо Нижний Тагил Семён Авдеев. В апреле документ будет внедрён на местах. Возможно, со временем наш опыт захотят перенять и другие дороги.

 

К весне готовы

– Для всех хозяйств выход из зимы – ответственный период. Будут ли в связи с этим предприниматься дополнительные меры и в сфере охраны труда?

– В связи с этим мы подготовили телеграмму за подписью начальника дороги. Как показывают прошлые годы, в весенний период происходит много травм: меняются условия и объёмы работы.

Скоро начнутся окна, значит, будет массовый выход людей на пути. В такие моменты бдительность притупляется. В это время мы должны активизировать организационные и технические меры.

– По каким хозяйствам травм обычно бывает больше?

– Наиболее травмоопасным считается хозяйство пути. Тут и специфика работы (постоянный риск наезда подвижного состава), и уровень подготовки кадрового состава (обычно на должность монтёра пути приходят низкоквалифицированные работники). Но главная причина травм в этом хозяйстве – плохая организация работ и отсутствие контроля. В основном вина лежит на руководителях среднего звена. Бывает и иначе: когда сам работник не использует СИЗ и рискует жизнью. Хотя опять же это должен контролировать бригадир или дорожный мастер. Если бы руководители были на местах, грамотно ставили задачи и контролировали процесс, многих случаев травматизма удалось бы избежать.

Монтёру, которому поручают задачу, должны подробно объяснить технологию и правила безопасного выполнения работ. Руководитель обязан проработать с ним каждое движение, выстроить для него последовательность операций. Документальная база в сфере охраны труда давно разработана. Руководителям остаётся лишь следовать документам.

 

Разработчик и психолог

– На каких предприятиях на сегодня ситуация с производственным травматизмом наи­худшая?

– Это Каменск-Уральская, Кунгурская, Березниковская дистанции пути, Свердловская дистанция электроснабжения и эксплуатационное моторвагонное депо Свердловск. Либо на этих предприятиях ослабла роль руководителей, либо есть пробелы в подборе кадров. К примеру, в уже указанном депо Свердловск восемь месяцев не было инженера по охране труда!

– Кстати, частая сменяемость инженеров – ещё один камень преткновения?

– Сменяемость инженеров по охране труда по СвЖД составляет более 30 процентов. Мы связываем это с несколькими причинами. Во-первых, в последние годы возрос спрос с инженера. Во-вторых, повысились требования, предъявляемые к его квалификации, знаниям и образованию. Часто бывает так: инженер по охране труда, долгое время проработавший на предприятии, увольняется из-за произошедшего травматизма. Но ведь не всегда вина лежит на нём! К примеру, в прошлом году в Каменск-Уральской дистанции пути был допущен смертельный случай на производстве. Инженер, которая сразу после этого уволилась, пыталась исправить ситуацию: писала докладные о халатном отношении к вопросам охраны труда со стороны руководства дистанции. Конечно, от инженера зависит многое, ведь он разрабатывает направления работы. Но ему нужна и мощная поддержка со стороны первых лиц предприятия. Хороший пример работы в команде из года в год демонстрирует Ноябрьская дистанция СЦБ.

– Андрей Владимирович, закончите, пожалуйста, фразу: хороший инженер по охране труда – это…

– Тот, кто назубок знает специфику работы своего подразделения. Он должен быть не только инженером, но и юристом, экономистом, финансистом, третейским судьёй, а также психологом. Кстати, в последнее время в ОАО «РЖД» в сфере охраны труда делается упор именно на психологическую составляющую. Сейчас в Компании запускается новая форма работы – внутренние аудиты. Специально обученные люди будут проводить индивидуальные беседы с железнодорожниками на рабочих местах. При этом они непринуждённо будут подводить собеседников к главной мысли: только правильное выполнение всех рабочих операций и грамотное применение средств индивидуальной защиты сохранит им жизнь и здоровье. Человек должен ежеминутно задумываться о том, что он работает в зоне повышенной опасности, а также обращать внимание на ошибки своих коллег, делать им замечания.

Первая группа подготовки внутренних тренеров, которые и будут играть роль психологов, уже комплектуется. В ОАО «РЖД» мы уже подали данные о группе с нашей дороги. В её состав войдут и инженеры по охране труда, и работники Дорожного центра профессионального отбора кадров, и, возможно, руководители среднего звена.     

– Какие задачи поставлены перед службой на 2012 год?

– Главное – не допустить смертельного травматизма. Кроме того, выполнить программу по улучшению условий труда. В нынешнем году на эти цели запланировано более 475 миллионов рублей; это больше, чем в прошлом. Если эти цели будут достигнуты, значит, год будет отработан хорошо.

Беседовала Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31