25 января 2021 01:19

25 января 2021 01:19

Кто перевезёт лес?

Представители лесной отрасли обсудили пути решения проблем, связанных с погрузкой

Неоднократно на региональных и межрегиональных координационных советах, где участвовала Свердловская железная дорога, поднимался вопрос о сложностях с грузоперевозками, которые традиционно испытывают представители лесной отрасли. Чтобы решить накопившиеся проблемы с доставкой такого значимого вида груза, СвЖД предложило предприятиям использовать новые транспортно-логистические схемы и железнодорожно-водное сообщение.

 

Проблемная доставка

Очередное совещание на эту тему состоялось в Екатеринбурге 17 марта. На него были приглашены представители предприятий лесопромышленного комплекса, основные собственники и операторы подвижного состава, а также экспедиторы. Впервые в обсуждении участвовал и генеральный консул республики Азербайджан в Екатеринбурге.

– В этом году лесная отрасль по-прежнему испытывает трудности с отгрузкой. Проблемы бывают с перевозками в страны СНГ. Высокая стоимость доставки грузов в приватном подвижном составе и нежелание операторов взаимодействовать с предприятиями лесопромышленного комплекса из-за незначительных по их меркам объёмов перевозок – таковы наши основные проблемы на сегодняшний день, – пояснил «Уральской магистрали» исполнительный директор Уральского союза лесопромышленников Сергей Басманов.

– Для снижения стоимости, в том числе перевозки лесных грузов, необходимо в кратчайшие сроки принять ряд документов, разработанных на федеральном уровне, которые должны установить чёткие правила на рынке перевозок, – отметил во время совещания его председатель, первый заместитель начальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин. – При этом нужно поддержать предложения ОАО «РЖД» для внесения в проекты документов, которые направлены на совершенствование деятельности операторов подвижного состава.

 

Пути решения

Во время обсуждения участникам было предложено несколько вариантов совершенствования транспортно-логистических схем при перевозке лесных грузов. Во-первых, решением проблемы может стать укрупнение отправок на станциях за счёт объединения заявок на перевозку от нескольких грузоотправителей. Во-вторых, результатов можно добиться с помощью концентрации погрузки на опорных станциях. Хороший пример в этом отношении демонстрирует «Лесной грузовой терминал», который работает в Серовском районе и является совместным проектом Уральской логистической ассоциации и Союза уральских лесопромышленников. В-третьих, предприятия могут перейти на глубокую переработку древесины, тогда её можно будет перевозить в крупнотоннажных контейнерах. Ещё один путь – использование при перевозке в страны СНГ вагонов данных государств. При этом необходима совместная с получателями разработка схем подсыла этих вагонов.

 

По дороге и по воде

Существует и другой способ, на который сейчас специалисты возлагают большие надежды. Новая услуга ОАО «РЖД» называется «Сквозная ставка» и подразумевает организацию перевозок лесных и других грузов смешанным железнодорожно-водным сообщением.

– Принцип работы услуги – «в одно окно»: грузоотправителю достаточно подать заявку на перевозку, оплатить её и погрузить всё в вагон, – отметил заместитель начальника Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Ворошнин. – Остальные операции, то есть выгрузку и хранение в порту, а также погрузку на судно, возьмёт на себя интегратор перевозки – Свердловский ТЦФТО. Потребителю не нужно тратить время на работу с экспедитором. Возможный срок доставки грузов при такой схеме – от 20 до 25 суток. При этом стоимость перевозки будет ниже существующих на рынке предложений операторов.

По словам Александра Ворошнина, пока перевалка грузов будет осуществляться в портах Пермь и Лёвшино. Со временем ТЦФТО заключит договоры и с другими портами. Например, планируется наладить взаимодействие с портом Камбарка (Горьковская магистраль). Предложения, в которых рассказывается о новой услуге, уже направлены в адреса 365 предприятий – в основном Екатеринбургского, Пермского и Нижнетагильского регионов. Пока ответной реакции с предприятий не последовало, но разработчики прогнозируют спрос на услугу. Первые перевозки по новому способу начнутся сразу, как появится необходимый объём. К примеру, чтобы в порт была направлена первая партия, нужно набрать не менее 43–45 вагонов одного назначения.

В завершение совещания всем руководителям предприятий была поставлена задача – просчитать экономическую целесообразность всех вариантов перевозки лесных грузов и направить свои предложения в ТЦФТО. Решения по совершенствованию транспортно-логистических схем будут проанализированы на следующем совещании в апреле.

 

прямая речь

 

Ринат Рахимов,

генеральный директор ООО «Уральский лес экспорт»:

– Рынок железнодорожных грузовых перевозок нуждается в некоторой корректировке. Но не только с помощью ужесточения требований к имущественной составляющей. Важнее внести изменения в федеральное законодательство, чётко обозначить функции всех участников рынка – грузоперевозчика, оператора и грузоотправителя, ввести стандарты оказания услуг, чтобы каждый из них законодательно нёс ответственность. Пока же ситуация такова, что оператор может дать вагоны, а может отказать, и воздействовать на него невозможно.

 

 

Сергей Басманов,

исполнительный директор Уральского союза лесопромышленников:

– Если на короткие расстояния предприятия отправляют грузы с помощью автотранспорта, то на длинные (в частности – в  страны СНГ) просто необходим железнодорожный транспорт. Лишь 30 % от общего объёма производимых материалов остаются в пределах Свердловской области. Оставшиеся 70 % должны следовать за пределы. В Свердловской области лесным бизнесом занимается около двух тысяч организаций. В области заготавливается порядка семи миллионов кубометров в год. Проблемы с перевозкой должны быть решены с помощью государства. Либо, чтобы исключить железнодорожные перевозки, нужно использовать объёмы дерева «на месте» – в той области, где оно заготовлено: то есть нужно открывать предприятия по производству, например, бумаги или мебели.

 

 

Андрей Рухлов,

директор филиала ОАО «РЖД Логистика» в Екатеринбурге:

– В настоящее время проводится подготовительная работа по организации перевозок лесных грузов в привлеченных ОАО «Российские железные дороги» вагонах. Определён порядок привлечения подвижного состава и рассчитаны ставки по доставке продукции лесопромышленного комплекса в Азербайджанскую Республику. Уже скоро грузоотправителям будут предоставлены ставки по перевозкам груза в Узбекистан и Таджикистан.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31