13 мая 2021 16:40

13 мая 2021 16:40

Защитница Зиночка

Она рыла окопы, восстанавливала разрушенные города и строила тюменское паровозное депо<br />

В преддверии очередной годовщины со Дня Победы отправляюсь в гости к замечательному ветерану. Моя собеседница – Зинаида Ильинична Ширко. Человек, прошедший суровую жизненную школу. В годы Великой Отечественной войны она воевала, трудилась в паровозоремонтной колонне, а также принимала активное участие в строительстве нового корпуса паровозного депо на станции Тюмень.

 

Сейчас ей 89 лет. Это прекрасная мать, любимая бабушка и прабабушка. Общение с такими, как она, – великая  для меня удача. Мало их, свидетелей тех испытаний, осталось ещё в живых.

 

С бала – на войну

21 июня 1941 года. Рязанская школьница Зиночка Андреева вместе со своими друзьями и подругами веселится в любимой школе № 3. У ребят сегодня выпускной бал. Все они получили аттестаты о среднем образовании и стали самостоятельными гражданами страны Советов. Теперь перед ними (они в это свято верили) открыты все пути. Поздравления, выступления духового оркестра, танцы и игры продолжаются до самого утра. Вдруг директор школы с окаменевшим лицом останавливает веселье молодёжи и сообщает о начале войны. То, что так вероломно мог напасть на мирную страну фашистский агрессор, в головах выпускников вначале просто не укладывается. Но директор возвращает воспитанников к реальности: зачитывает приказ о немедленном освобождении здания школы под военный госпиталь.

Вскоре после выпускного Зина поступит в Рязанский педагогический институт. Этот вуз тогда ещё по инерции продолжит приём студентов на первый курс. Но учиться там ей, конечно, не придётся.

Дождливой и холодной осенью 1941 года студентов отправляют в совхоз на уборку урожая. Уже там Зине и другим девчонкам придётся несладко: все поголовно простынут и заболеют. Затем несостоявшихся педагогов призовут на трудовой фронт: они будут рыть окопы, чтобы защитить город от захватчиков, которые неумолимо, хотя и не так быстро, как планировали, будут приближаться к столице. На всю жизнь девичьи ручки запомнят черенок лопаты…

 

Возрождая Рязань

Фронт быстро приближался, и смертельная опасность тоже. Из Москвы были эвакуированы все важнейшие предприятия. Город стал подвергаться постоянным, всё более сильным бомбёжкам. Враг собирался именно в 1941-м взять Москву, предварительно сравняв её с землёй. К столице подбирались сотни самолётов-бомбардировщиков, но из Москвы немецким асам давали сильный отпор. Далеко не все из вражеских самолётов могли долететь до целей. Фашистам приходилось сбрасывать свой смертоносный груз где попало – не вести же его обратно на аэродром! На обратном из Москвы пути многие самолёты бомбили Рязань, превращали её в настоящие руины.

Для борьбы с пожарами, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, разборки завалов и спасения пострадавших в стране организовали местную противовоздушную оборону. Всю молодёжь в Рязани и тех, кто не прошёл по здоровью в армию, призвали в её отряды в качестве бойцов. Все они находились на казарменном положении и получали паёк ГКО. В такой отряд попала и Зиночка, к тому времени сильно повзрослевшая. Она умела организовать любую работу и со знанием дела оказывала медицинскую помощь. Активную и умелую девчонку заметили и назначили командиром отряда. На этой должности она была до тех пор, пока врага не отогнали подальше от Рязани и отряды не были расформированы.

 

Хозяюшка

паровозоремонтной

колонны

В отделение Московско-Рязанской железной дороги Зину Андрееву в 1943 году приняли уже как знающего специалиста. Сначала она трудилась инструктором, а затем – инспектором по снабжению. Эти должности могли доверить только грамотному человеку. Комсомолка Зина никогда и никому не дала повода усомниться в своей честности и порядочности.

27 января 1944 года было принято Постановление ГКО «О восстановлении паровозоремонтных, вагоноремонтных и машиностроительных заводов НКПС на территории, освобожденной от противника». Рязанское паровозное депо срочно сформировало паровозоремонтную колонну № 9. Именно в это подразделение и направили Зинаиду – техником-нормировщиком, а по совместительству руководителем всего хозяйства настоящего паровозоремонтного предприятия. Правда, колонна эта была... на колёсах.

Сказать, что было тяжело, значит не сказать ничего! Обычные товарные вагоны стали цехами с оборудованием, а пара плацкартных вагонов – общежитием личного состава колонны. Учёт и расценка работ, начисление и выдача зарплаты рабочим, а ещё кухня, дрова и продукты, вода и баня… Все эти вопросы трудового коллектива в количестве более сотни человек легли на хрупкие плечи 21-летней девушки.

В феврале колонну № 9 направили в освобождённый Минск, от которого остались одни дымящиеся развалины. Туда пока ещё не вернулось оставшееся в живых население. Состояние города было настолько ужасно,
что эта картина до сих пор стоит перед глазами Зинаиды Ильиничны.

Но рассматривать и вздыхать тогда было некогда. Как только колонна сумела заехать на только что восстановленные и перешитые с узкой немецкой колеи тупики, закипела работа. Минское паровозное депо было полностью уничтожено, а ремонтировать паровозы было необходимо. Рабочие, техники и инженеры много месяцев трудились, пока не было восстановлено депо, разрушенное фашистами. Трудом этих людей и рабочих в Минске было отремонтировано почти сто паровозов.

Осенью 1944 года работников колонны одели в новую железнодорожную форму. То был настоящий праздник. По этому случаю было решено сфотографироваться. Этот снимок Зинаида Ильинична до сих пор бережно хранит в своём архиве.

 

В год перемен

Вскоре колонна должна была выдвинуться «на прорыв» – на станцию Тюмень, на помощь тюменским паровозоремонтникам. Старенькое тюменское паровозное депо не справлялось с ремонтом множества паровозов.

– Добирались до Тюмени мы очень долго – около месяца, – вспоминает собеседница. – В то время много воинских эшелонов уже двигалось на восток, ведь страна готовилась к войне с Японией. Новый, 1945 год мы встречали в пути. По прибытии задачу нам расширили: кроме проведения ремонта паровозов, рабочие колонны включились в строительство нового здания паровозного депо и сумели вместе с тюменцами построить его в установленный срок.

День Победы колонна праздновала в Тюмени. В том же 1945-м произошли главные события и в личной жизни Зиночки: в неё влюбился местный красавец – бригадир паровозного депо Борис Ширко, предложил ей руку и сердце. Руководство колонны, узнав о предстоящей свадьбе, сначала заупрямилось: из личного состава просто так, без приказа из Москвы, в военное время работника отпустить не могли. Только после серьёзной ревизорской проверки было дано добро, и колонна № 9 убыла в Рязань без своей Зинаиды.

В феврале 1946 года Зинаида Андреева и Борис Ширко сыграли свадьбу и счастливо зажили в городе Тюмени. У Зинаиды и Бориса двое детей, шесть внуков и трое правнуков. Жаль только, что любимый муж – замечательный труженик, солдат и спортсмен – ушёл из жизни ещё в 1995 году. Сама Зинаида Ильинична трудилась до самой пенсии на станции Тюмень – техником, а затем начальником льдопункта.

Трудно подсчитать все её поощрения и почётные грамоты в трудовой книжке. Есть и главная награда – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Мне кажется, нам всем стоит гордиться, что среди нас есть такие преданные стране и труду люди. Есть чему учиться у таких, как Зинаида Ильинична…

Сергей Лелеко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31