17 января 2021 06:20

17 января 2021 06:20

Нижнетагильский «Левша»

Общий успех стальной магистрали страны состоит из личного вклада каждого железнодорожника<br />

В рамках мероприятий по подготовке и проведению празднования юбилея российских железных дорог «Уральская магистраль» рассказывает о работниках Свердловской магистрали, вписавших в историю дороги свою строку.

 

Евгений Сулим, главный механик эксплуатационного вагонного депо Смычка, 12 июля отметит юбилей – сорок лет работы на Свердловской железной дороге.

– Основателем железнодорожной династии в нашей семье был мой дед, который работал путеобходчиком, – с гордостью рассказывает корреспонденту «УМ» Евгений Михайлович. – Отец, Михаил Дмитриевич, был главным механиком. Поэтому я всё детство пропадал у него в цехе. Сварочные работы начал самостоятельно выполнять, когда мне было восемь лет. По большому счёту, я продолжил дело отца и деда.

О профессиональных качествах Евгения Михайловича нам рассказывает его бывший ученик, главный инженер эксплуатационного вагонного депо Смычка Михаил Томин:

– До сих пор независимо от занимаемой должности обращаюсь за помощью к Евгению Михайловичу. Большинство конструкций, которые находятся на территории депо, сделаны его руками.

– Наша зона обслуживания – полторы тысячи километров, от Исети до Приобья, – обозначил масштабы и объёмы работ Михаил Николаевич. – С гордостью могу сказать, например, по Серову и Гороблагодатской: компрессорные станции подняли с колен с помощью Евгения Михайловича. А что касается оборудования – станков, кранов и тому подобного, – у нас никогда не было такого, чтобы они стояли месяц-другой. Что касается крана – максимум ночь, а по станкам – один-два, максимум три дня – и всё исправлено. Бывало, что деталь ломалась и надо было покупать новую стоимостью от двухсот тысяч и более. Евгений Михайлович своими руками перебирал станок, и он снова работал ещё длительное время. Много хорошего можно о нём говорить, одного дня мало будет.

Невозможно передать словами интонацию уважения и восхищения, с которой Михаил Николаевич говорит о нашем герое:

– Евгений Михайлович прошёл путь от подсобного рабочего до главного механика, освоив все ступени карьерной лестницы: был и слесарем, и осмотрщиком, и бригадиром, и мастером. Какое бы задание он ни получал, можно было быть уверенным, что оно будет выполнено на сто процентов. За период работы на железной дороге Евгений Михайлович много людей воспитал от слесаря до мастера. Все его знают как грамотного специалиста.

По поводу воспитания у нашего героя своя особенная методика.

– Полтора года стажирую своего преемника. Он старается, но не всё ещё получается, что неясно – спрашивает, – по-отечески глядя на Антона Ожиганова, говорит Евгений Сулим. – Я вам скажу честно: начинал его воспитывать «по-русски». Он смотрит со стороны, как слесари работают, а я говорю: надень спецовку, залезь, своими руками пощупай, поучаствуй, тогда знать будешь, что там находится, в коробке или в картере каком-то. Потому что причину неисправности, глядя на механизм, не определишь, не зная его устройства. Надо поковыряться самому, потом отложить себе в память, тогда ты будешь приходить на поломку оборудования, изначально предугадывая её причину. Это важно!

Выпускник УрГУПСа, мастер по оборудованию отдела главного механика эксплуатационного вагонного депо Смычка Антон Ожиганов не только не сопротивляется «русскому» воспитанию своего наставника, но и поддерживает его в этом методе:

– Большинство молодых руководителей, приходя на производство, плохо знают практику. А Евгений Михайлович заставляет почувствовать всё руками, и это правильно, – говорит Антон. – Теоретических знаний мало. А зачастую многое из того, с чем приходится сталкиваться на практике, мы даже не изучали в УрГУПСе. Мне повезло с наставником. Если бы не он, вот такой, какой есть, я бы, наверное, многого ещё не знал, неинтересно было бы работать. У него есть отличительная профессиональная черта – он может принимать нестандартные решения в зависимости от ситуации. Те задачи, которые для большинства специалистов кажутся неразрешимыми, Евгений Михайлович решит. Соберёт из ничего узел, отремонтирует деталь. Он очень эрудированный во многих областях человек.

Слова признания авторитета нашего героя из уст человека с высшим профессиональным образованием особенно ценны, потому что сам Евгений Сулим заочно окончил только техникум железнодорожного транспорта.

– У Евгения Михайловича такой богатый опыт, которого ни в одной книжке не найдёшь. За один день всё не перенять. Он может сделать то, что многие другие не могут, как лесковский Левша, – говорит о своём наставнике Антон Ожиганов.

Наиболее экономически значимым рационализаторским предложением Евгения Сулима, по оценке главного инженера эксплуатационного вагонного депо Смычка Михаила Томина, является изготовление резиновых роликов для дефектоскопа УДП.

– Мы могли делать эти ролики сами, не ожидая по полгода, когда нам их с завода поставят, – рассказывает Михаил Николаевич. – За смену готовили по четыре ролика, причём срок службы у них был такой же, как и у заводских. А затраты были минимальными. Экономический эффект от этого изобретения составлял около 60 тысяч рублей в квартал, или почти четверть миллиона рублей в год – чистая экономия средств. И это без учёта трудозатрат, транспортных расходов и так далее.

В процессе общения с Евгением Михайловичем и его коллегами всё ярче вырисовывался его образ как легендарного Левши - непревзойдённого мастера на все руки, до мозга костей преданного своему делу.

– Для меня всегда было интересно узнавать больше и больше – из чего всё сделано и как оно работает, – говорит о своём профессиональном кредо Евгений Сулим. – Могу сухой палкой берёзовой, как врач фонендоскопом, прослушать «больной» механизм и определить неисправность! Только обязательно берёзовой, по сосне звук плохо идёт, – без тени какого-либо превосходства рассказывает наш герой и поясняет: – Слух у меня хороший, музыкальный. Могу на баяне, гитаре играть, не зная нотной грамоты – на слух.

О том, что Евгений Михайлович на производстве строгий и требовательный, а в быту – душа компании, знают все в депо. Когда он начинает что-то рассказывать, все замолкают и внимательно его слушают. Особенно любят коллеги, когда он рассказывает байки из своей профессиональной жизни. Корреспондент «УМ» попросил его рассказать одну из любимых.

– Пришёл молодой стажёр из училища к нам на практику, – с прищуром матёрого рассказчика начал Евгений Михайлович. – Закрепили его за опытным сварщиком. Тот и решил над новичком подшутить. Когда кислород в баллоне закончился, говорит стажёру: «Иди принеси ведро кислорода». Парень взял ведро и пошёл, куда его наставник послал.

Истинно говорят в народе – талантливый человек талантлив во всём. Таков и наш герой – потомственный железнодорожник, Мастер с большой буквы – Евгений Михайлович Сулим.

– Я доволен, что будучи ещё молодым парнем, пришёл на железную дорогу, – с высоты прожитых лет рассуждает Евгений Михайлович. – Всякое бывало в жизни: и тяжело, и легко, и очень тяжело, но никогда я даже не думал, что зря посвятил свою жизнь Свердловской магистрали. Поэтому 175-летний юбилей железных дорог России для меня большой праздник, который воодушевляет, радует, потому что он касается и нашего предприятия родного – вагонного депо Смычка. Железная дорога для меня – гордость!

Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31