27 января 2021 04:58

27 января 2021 04:58

Книга о тринадцати начальниках

Пермское отделение было передовым во многом благодаря его руководителям  

В столице Прикамья вышла в свет книга научного сотрудника Музея истории, науки и техники Пермского региона обслуживания Григория Литовченко. Героями его очередного, девятого по счёту произведения стали начальники Пермского отделения Свердловской магистрали. Презентация новинки прошла накануне Дня Победы. 


Название книги говорит само за себя «Начальники Пермского отделения Свердловской железной дороги. 1946–2010 годы». Всего за этот период их было 13. 


Больше чем руководитель

– Главная моя цель была не только рассказать о начальниках отделения, но и показать то, как много они сделали для развития инфраструктуры региона, – делится Григорий Алексеевич. – Зачастую они были не просто руководителями, а даже последней инстанцией в решении конфликтов, производственных вопросов и даже личных проблем железнодорожников. 

Как отмечает историограф Прикамья, перед ним стояла и другая задача: показать роль отделений дороги в развитии железнодорожного транспорта страны.

– Отделения железных дорог появились в 1946 году, – говорит Григорий Литовченко. – Оценка их роли неоднозначна. Одни считали отделения лишним звеном, а другие – значимым элементом в управлении железнодорожным транспортом. Споры о том, что важней – централизация или децентрализация, – не умолкали долгие годы. Полемика продолжалась до тех пор, пока на смену отделениям не пришли регионы обслуживания.


Ты помнишь, 

как всё начиналось?

23 сентября 1946 года. Именно в этот день началась история Пермского отделения. Как отмечает Григорий Литовченко, главная цель его создания – приблизить руководство работой низовых линейных хозяйственных единиц железной дороги, улучшить перевозки грузов и пассажиров. Первым его начальником стал Борис Дресвянников. Тогда оно входило в состав Пермской железной дороги. За образец структуры взяли военно-эксплуатационные отделения времён Великой Отечественной.

– С момента назначения на должность начальника отделения Дресвянников энергично взялся за работу, – приводит автор книги выдержку из характеристики первого руководителя отделения. – Он сосредоточил внимание на продвижении поездов, выполнении плана погрузки, слаженности работы всего коллектива...

При Борисе Дресвянникове завершилось строительство вторых путей от Перми-2 до Балезино, началось возведение железнодорожной линии Пермь – Кизел. При следующем руководителе Владимире Либермане введены в эксплуатацию автоблокировка на участке Пермь – Чусовская – Кизел и на перегоне Пермь-2 – Пролетарский, запущена сортировочная горка на станции Пролетарская-Сортировочная, окончено строительство второго железнодорожного моста через Каму. А 19 мая 1953 года Пермская дорога объединилась со Свердловской.


К пермякам, за знаниями!

Год за годом инфраструктура отделения развивалась. В шестидесятые творческий подъём железнодорожников Прикамья достиг пика. По словам Григория Литовченко, именно тогда, во время руководства Михаила Скумбина и Бориса Ряшко, были внедрены многие передовые технологические процессы. В том числе знаменитый пермский метод организации эксплуатационной работы. Здесь же организовали лабораторию научной организации производства и управления. 

– Это было время смелых новаторских идей и экспериментов, период активного творчества, – рассказывает Григорий Алексеевич. – Тогда работало немало талантливых инженеров, которые сделали всё возможное для улучшения показателей отделения. Во многом это заслуга Михаила Казимировича и Бориса Васильевича. 

А в 70-е годы, при Виталии Шубине и Теодоре Шнейдере, пермские железнодорожники творчески обогатили метод диспетчерского руководства формированием поездов. 31 августа 1970 года по итогам сетевого смотра внедрения изобретений и рационализаторских предложений коллективу отделения присуждена первая премия. По словам автора книги, с каждым годом совершенствовался пермский метод капитального ремонта пути. 

– Этот способ получил распространение на всей сети, – говорит Григорий Алексеевич.

Высокую планку отделение держало и в следующем десятилетии. Тогда им руководил Альберт Богданович. 


Вместо заключения

Подробно рассказал Григорий Литовченко и о других начальниках отделения: Владимире Парфёнове, Александре Соломенникове, Михаиле Шарине, Рашиде Сайбаталове, Игоре Баринове. Одни руководили им в трудные 90-е, во времена развала плановой экономики и зарождения рыночных отношений. Другие – уже в начале XXI века, в эпоху создания ОАО «РЖД» и реформирования железнодорожной отрасли. Каждый из них внёс свой особый вклад в развитие инфраструктуры отделения. 

Отрадно, что издание изобилует фактическими данными, свидетельствами очевидцев событий, высказываниями героев книги, выдержками из газетных публикаций, справочными материалами и фотографиями. 

Над этой книгой автор работал почти два года, но многое из того, что в ней опубликовано, он собирал по крупицам несколько десятилетий.

– Признаюсь, даже когда удалось собрать все данные, пришлось немало потрудиться, – рассказывает научный сотрудник музея. – Насколько книга удалась, судить читателям. Я благодарю всех тех, без поддержки кого эта книга не вышла бы в свет. И в первую очередь – бывшего начальника Пермского отделения, начальника Свердловской дирекции инфраструктуры Игоря Баринова.

Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31