18 января 2021 09:40

18 января 2021 09:40

Конкуренция без ущерба

Участники перевозочного процесса должны предложить потребителю максимально дешёвую <br />
и комфортную услугу

Дмитрий Логинов,

генеральный директор ОАО «Свердловская пригородная компания»

Не секрет, что в последние годы автобусы, курсирующие по Свердловской области, составляют серьёзную конкуренцию электричкам. И всё же у железнодорожного транспорта есть свои преимущества. Между тем неконтролируемая конкуренция авто- и железнодорожных перевозок крайне вредна.


Если говорить объективно, то изначально автобус выигрывает у электропоезда. Во-первых, он может подъехать близко к дому. Во-вторых, может остановиться по требованию, то есть там, где удобно пассажиру. В-третьих, он может стоять на любой остановке столько, сколько нужно: водитель, увидев в окно пассажира, который опаздывает, может чуть задержаться. Автобусы вмещают меньше людей, соответственно, в разы ниже и порог окупаемости маршрута. И главное – предприятия автотранспорта практически не платят за пользование инфраструктурой и за мероприятия по обеспечению безопасности движения.

Преимущества электричек тоже очевидны. Ключевое значение для труднодоступных населённых пунктов имеет надёжность технических средств на железной дороге. Электропоезд отправляется в путь при любой погоде. Кроме того, железнодорожные пути используются у нас крайне эффективно. За единицу времени по автодороге той же ширины, что железная, по факту перевозится в десятки раз меньше грузов и пассажиров.

Другой существенный плюс электропоездов – высокий уровень безопасности, который не гарантируют автобусы. Также поезда причиняют меньший ущерб экологии.

Можно перечислять дальше, но вывод очевиден: в силу изначально большего удобства и привлекательности для граждан без контроля со стороны государства автотранспорт и дальше будет забирать пассажиров у железнодорожного транспорта. Это мировая практика. Но в развитых странах, как мы видим, железнодорожный транспорт доминирует и активно развивается! Парадокс? Нет. Результат грамотной политики государства. На мой взгляд, пассажирские перевозки – не столько бизнес, сколько реализация важнейшей функции государства. И речь должна идти не об извлечении прибыли участниками рынка, а о максимально дешевой, эффективной и комфортной услуге 24 часа в сутки, семь дней в неделю на всей территории региона.

Неконтролируемая конкуренция авто- и железнодорожных перевозок вредна. Уверен, что в ближайшие годы мы станем свидетелями комплексного регулирования пассажирских перевозок, возможно, даже симбиоза двух этих видов транспорта. Нам нужно долгосрочное регулирующее вмешательство государства. И этот процесс, к счастью, уже запущен.

Пока же, чтобы заинтересовать наших клиентов, мы ищем и находим самоокупаемые ценовые предложения для постоянных пассажиров электропоездов. К примеру, в Свердловской области стала достаточно популярна скидка «выходного дня» (когда пассажи-ру предлагается скидка на обратный выезд в 50 %). Также в Свердловской и Челябинской областях действует скидка «дачник» (при перемещении с тарифной станции на нетарифную скидка на обратный выезд составляет 50 %). По инициативе губернатора правительством Свердловской области введена льгота «пенсионер», которая тоже стремительно набирает популярность.

Мы не стоим на месте и в вопросах сервиса. В 2012 году на Свердловскую железную дорогу планируется поставка нового моторвагонного подвижного состава – шести отдельных головных вагонов и трёх составов электропоездов по восемь вагонов каждый. Также в этом году запланировано проведение капитального ремонта 50 секций электропоездов и 30 пассажирских.

На маршруте Нижний Тагил – Каменск-Уральский – Екатеринбург – Нижний Тагил в скоростных поездах под номерами 7070, 7086, 7085 и 7067 в вагоне первого класса будут установлены жидкокристаллические телевизоры и Wi-Fi роутеры.

Что же касается дополнительных рейсов, за последний год правительством Свердловской области и ОАО «СПК» проведена огромная работа по вводу дополнительных рейсов и увеличению составности поездов в период пиковых нагрузок. В результате мы получили близкую к оптимальной маршрутную сеть. Поэтому в нынешнем году каких-либо значимых изменений в расписании мы не планируем. Вместе с тем в случае необходимости рейсы будут добавлены в короткие сроки. Примером тому является поезд Екатеринбург – Сосьва Новая, который был введён в эксплуатацию в течение двух месяцев.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31