25 января 2021 00:16

25 января 2021 00:16

Забота о природе – в интересах дороги

Строительство современных очистных сооружений сократит убытки компании

Татьяна Артамонова,

заместитель начальника Центра охраны окружающей среды Свердловской железной дороги

– Какие объекты Свердловской железной дороги входят в зону вашей ответственности, и как вы осуществляете мониторинг загрязнения окружающей среды?

– Мы курируем структурные подразделения региональных дирекций всех филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Свердловской железной дороги. В составе центра пять экологических лабораторий, аккредитованных в системе Госстандарта. Это позволяет осуществлять мониторинг загрязнения окружающей среды самостоятельно и не прибегать к помощи сторонних организаций. По инвестиционной программе компании лаборатории оснащаются новыми современными приборами, хроматографами, атомными спектрофотометрами, передвижными лабораториями на базе «Газелей». В текущем году по этой программе мы получаем для Дорожной экологической лаборатории новую машину, оборудованную современными аналитическими приборами. Ежегодно мы расширяем область аккредитации лабораторий. Это значит, что при аварийной ситуации мы сможем отстаивать интересы Компании в судебных инстанциях.

– Ежегодно дорога выплачивает сверхнормативные платежи. Какова их причина? На каких объектах они регулярно появляются и как их избежать?

– Сверхнормативные платежи появляются, когда предприятие превышает свой норматив выбросов и сбросов в природу. За загрязнение окружающей среды в прошлом году дорога выплатила больше трёх миллионов рублей. Основная причина этого – плохое качество очистки, устаревшие очистные сооружения либо полное их отсутствие. Все десять канализационных очистных сооружений Дирекции по тепловодоснабжению изжили себя и физически, и морально. До 97 процентов сточных вод сбрасывается с превышением установленных нормативов. Средний возраст эксплуатируемых сооружений составляет 33 года. За время использования на них проводился только капитальный ремонт, технология оставалась неизменной. Сейчас необходима их реконструкция и строительство современных очистных сооружений.

– Какие именно объекты нуждаются в реконструкции, а какие были недавно обновлены? 

– В основном требуют ремонта все очист-ные сооружения. Моторвагонное депо Нижний Тагил нуждается в новом моечном комплексе с оборотным циклом и замкнутой системой водоснабжения. Иначе все сточные воды после обмывки секций электропоездов сбрасываются в сети канализации без очистки. На пункте подготовки вагонов станции Пышминская также отсутствуют какие-либо очистные сооружения: мойка грузовых вагонов идёт прямо в болото. Это нарушение природоохранного законодательства и повод для экологических и финансовых рисков. В текущем году завершается строительство очистных сооружений на станции Ноябрьск и проходит реконструкция очистных сооружений ремонтного локомотивного депо станции Сургут. В 2013 году планируется построить очистные сооружения ливневой канализации тепловозных цехов ремонтного локомотивного депо Чусовской на станции Пермь-2. В дальнейшем планируется строительство подобных сооружений в депо на других станциях. Если это будет сделано, то мы не будем загрязнять природу и избавимся от сверхнормативных платежей.

– Во время летних путевых работ значительную часть отходов составляют деревянные шпалы. Как они утилизируются?

– Сейчас все деревянные шпалы отправляются на специальные предприятия, которые занимаются их переработкой. Так как основное их количество образуется в путевых машинных станциях (ПМС), центральная Дирекция по ремонту пути заключила договор со специализированной организацией, которая имеет лицензию на данный вид работ. Таким образом, шпалы сначала передаются в ПМС, а потом идут на утилизацию.

– Какие трудности и задачи встают перед вами на данном этапе развития компании?

– При реорганизации компании произошло разделение структурных подразделений, как, например, в вагонных и локомотивных депо. Поэтому перед нами встают новые задачи. Прежде всего, нужно определить зону экологической ответственности за загрязнение окружающей среды предприятия. Важно чётко разграничить территорию, где работают сразу несколько региональных филиалов. Пока с этим всё сложно. На вокзальных комплексах также остаётся нерешённым вопрос, кто должен заниматься утилизацией мусора и платить за это миллионы рублей. Наша задача сейчас – организовать эту работу и разграничить ответственность.

– В чём специфика работы эколога? Какие качества помогают успешно работать в этой сфере?

– Вопросам экологии уделяется всё больше внимания. Ежегодно ужесточаются требования к природопользователям, возрастают штрафы за нерадивое отношение к природе. Нужно быть в курсе всех изменений экологического законодательства. Плановая работа занимает небольшую часть нашего рабочего времени. Всё остальное – оперативное решение новых задач. По-этому нужно уметь находить оптимальное решение и налаживать контакт с людьми. Иногда бывает сложно убедить железнодорожников, что экологические проблемы не менее важны, чем производственные.

Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31