27 января 2021 04:24

27 января 2021 04:24

По единому пути

Общие цели – лучшая почва для объединения предприятий

Сергей Лунёв,

начальник службы технической политики

Сегодня инженерный корпус дороги решает сложные задачи усиления пропускных способностей. В этих условиях все причастные службы, дирекции и ДЗО работают в одной связке. Нужен единый подход и принципы работы. Обеспечить это призвана единая техническая политика. О её предпосылках и действии рассказывает начальник службы технической политики Сергей Лунёв.


– Концепция единой технической политики появилась в 2009 году. Как до этого взаимодействовали подразделения между собой? Почему возникла необходимость создания единой технической политики?

– Раньше просто не возникал вопрос о единстве технической политики. Потому что существовала одна жёсткая вертикаль управления. Все структурные подразделения подчинялись единым стандартам, нормам. Перевозки, обслуживание инфраструктуры, проектирование, строительство железнодорожных объектов работали по общим «правилам». Транспортная отрасль развивалась в соответствии с планами промышленности, которые утверждало правительство Советского Союза.

В настоящее время блоки грузовых и пассажирских перевозок выделились из состава дороги в центральные вертикали. С первого октября текущего года Центральная дирекция инфраструктуры начнёт работать в полном объёме, а дорога станет Региональным центром корпоративного управления. Уже сегодня в границах железной дороги действуют 29 дочерних и зависимых обществ компании, 17 филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений. К сожалению, приходится констатировать снижение контроля со стороны головных офисов дирекций. Одновременно слабеют горизонтальные связи структурных подразделений на региональном уровне. При этом возрастают риски нарушения единства технико-технологического пространства Холдинга, и появляется необходимость в единой технической политике.

– Каким образом реализуется такая политика? И какую роль играет дорога в этой ситуации?

– Это планомерный процесс, который состоит из четырёх основных этапов. О первом вы уже сказали – создание концепции единой технической политики. Это было три года назад. На следующих этапах – мониторинг деятельности участвующих подразделений компании, разработка программы управления и контроль исполнения этих мероприятий. Дорога при этом играет ключевую роль. Она полностью обеспечивает реализацию единства корпоративной политики в области технико-технологического развития, метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации и лицензирования, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, а также научно-технической информации. Взаимодействие филиала по вопросам реализации единой технической политики с другими филиалами, структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» обеспечивает главный инженер дороги, а также его заместители в регионах.

Вопросы взаимодействия неоднократно поднимались на заседаниях Региональной оперативной комиссии, в комитете технической политике при региональной оперативной комиссии, на заседании Ассамблеи социальных партнеров. Сейчас заключено 18 соглашений о сотрудничестве в области единой научно-технической политики между Свердловской железной дорогой, филиалами и ДЗО. Благодаря этой работе мы накопили определённый опыт, поняли ошибки и отношение к ней участников процесса. Это первый опыт установления горизонтальных связей нового типа в регионах.

– Вероятно, обеспечить взаимодействие разных филиалов, подразделений, ДЗО непросто. Какие основные трудности возникают при этом?

– Заключение соглашений между дорогой и региональными структурами ДЗО в значительной степени затрудняется из-за отсутствия регламентирующих документов. Посему неизвестно, как должно происходить взаимодействие в сфере технической политики между ОАО «РЖД» и центральными офисами ДЗО. И решения территориальных комиссий и комитетов носят скорее рекомендательный характер. Но в связи с предоставлением начальнику дороги дополнительных полномочий это положение постепенно нормализуется и входит в русло конструктивного взаимодействия. Необходимо откорректировать и недостатки уже проделанной работы. Дело в том, что заключённые соглашения имеют рамочный характер и, по сути, лишены конкретных механизмов взаимодействия в любых направлениях инженерной деятельности.

– Сергей Васильевич, в начале беседы вы упомянули о возможном нарушении единства. Сейчас это уже как-то проявляется?

– Эти риски дали о себе знать уже довольно давно. Нарушаются нормы экологической и пожарной безопасности, положения Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», снижается уровень охраны труда. По этим причинам в 2010 году было закрыто ремонтное локомотивное депо Сургут. На грани закрытия была и ПМС-254. Объекты Дирекции железнодорожных вокзалов не выполняли предписания Государственного пожарного надзора, их закрытие предотвратило только вмешательство дороги. Также настораживает факт снижения качества ремонта и, как следствие, увеличения отказов по вине ДЗО.

– Как будет развиваться система единой технической политики в дальнейшем?

– Сейчас разрабатываются единые регламенты бизнес-процессов, взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» и бизнес-единиц холдинга с охватом всех уровней управления. Недавно разработан и одобрен советом директоров Единый сетевой технологический процесс. Следующим этапом станет разработка типовых регламентов взаимодействия по грузовым и пассажирским перевозкам. То есть сохранение единства технической политики решается путём разработки соответствующей нормативной базы холдинга. Вместе с тем по собственному опыту могу смело утверждать: ничто так не объединяет коллективы и инженерный корпус дороги, как единые цели и задачи.


Справка

Служба технической политики Свердловской магистрали сегодня образована тремя отделами, в которых трудятся 30 человек. Десять из них работают в регионах. Инженеры службы занимаются развитием инфраструктуры, новой техникой, лицензированием и качеством, общими техническими вопросами. Помимо реализации единой технической политики в их ведении находится ресурсосбережение и инновационные технологии. Работники организуют изобретательскую и рационализаторскую деятельность: проводят конкурсы новаторов производства, привлекают молодых учёных к участию. Также служба готовит материалы для комиссионных осмотров и селекторных совещаний начальника дороги.


Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31