27 января 2021 19:28

27 января 2021 19:28

По другим правилам

Перспективы строительства зависят от качества проектов и смет

Реформирование компании отражается на работе многих структур. Об изменении функционирования строительного комплекса шла речь на сетевой школе передового опыта. Мероприятие проходило в столице Свердловской магистрали с 13 по 15 июня.


В России по сравнению с другими странами мира самая высокая интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры. Поэтому её развитие важно в масштабах не только отрасли, но и всей экономики страны.

– Строительные структуры на всех этапах производства играют руководящую роль. Именно они призваны заниматься развитием инфраструктурного блока железных дорог, – подчеркнул глава Свердловской железной дороги Алексей Миронов в начале совещания.

За последние четыре года компания инвестировала в развитие инфраструктуры более одного триллиона рублей. В результате серьёзно расширены подходы к порту Новороссийск, мощность инфраструктуры на подходах к порту Усть-Луга. Благодаря этому за 2008–2011 годы экспортные перевозки грузов в российские порты выросли на 22 процента и сейчас превысили 210 миллионов тонн. Но вместе с успехами участники совещания отметили явные недостатки в работе. Оказывается, при реализации любого проекта появляются трудности. 

– От качества проектной документации и правильности сметной стоимости строительства зависит вся дальнейшая судьба объекта. Однако именно эти функции и являются ахиллесовой пятой заказчика, – отметил начальник Департамента капитального строительства Алексей Тихонов. – Проектные решения разрабатываются плохо: после экспертизы в большинстве случаев выявляются ошибки, приходится корректировать проекты на последующих стадиях строительства.

Среди основных причин признали некачественную техническую экспертизу. Чтобы этого избежать, заказчику нужны специалисты, которые будут не только проверять сметы, но и рассматривать технические решения и просчитывать экономику строительства. Это позволит выявить экономию и перерасход на ранних стадиях. Но сейчас получается,что заказчик не заинтересован в экономии средств. Кроме этого, на встрече говорили о ведомственной экспертизе после реорганизации управления.

– Блок, связанный с экспертизой инвестиционных проектов, сейчас претерпевает существенные изменения, но окончательных решений пока здесь нет, – отметил первый заместитель начальника правления Центрального управления экспертизы проектов и смет Александр Василянский. – Поэтому предлагаются две схемы организации структур ведомственной экспертизы в рамках Компании. Первое предложение предусматривает создание отдельной вертикали и вместе с тем требует дополнительного штата работников. Второй же вариант заключается в создании на дорогах отделов экспертизы и находит поддержку среди руководителей компании.

В связи с реформой серьёзной переработке подвергается регламент всего инвестиционного цикла. Его корректировкой занимается Департамент инвестиционной деятельности.

– К концу текущего года железные дороги перестают быть заказчиками в инвестиционном процессе и становятся управляющим органом на полигоне, – отметил заместитель начальника Департамента инвестиционной деятельности Алексей Вяткин. – Таким образом, меняется структура инвестиционного процесса на региональном уровне. Для эффективной работы предложены новые принципы и схемы взаимодействия участников процесса.

Согласно новому регламенту, основным контролирующим органом становится технический совет под руководством начальника дороги. Главный инженер и руководитель дороги будут участвовать во всех этапах инвестиционного процесса на территории региона и смогут влиять на ход реализации проектов. Но это не тотальный контроль за деятельностью заказчика. Вмешательство предусматривается только в особо важных случаях, когда речь идёт о сроках строительства или поставках материалов.

В результате обсуждения участники пришли к выводу, что на текущем этапе реформирования компании важно улучшить работу заказчика, подрядных проектных и строительных организаций.

– Во-первых, нужно более высокое качество проектирования, а во-вторых, необходимо контролировать сам ход проекта, особенно следить за изменением его стоимости, – резюмировал вице-президент ОАО «РЖД» по строительному комплексу Олег Тони. – Только после выполнения этого можно будет смело утверждать, что компания вносит значительный вклад в экономическое развитие регионов страны.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31