16 мая 2021 15:35

16 мая 2021 15:35

Строго по порядку

Причиной несчастных случаев нередко становится халатное отношение к инструктажам

Раиса Андреева,

начальник отдела охраны труда и аудита службы охраны труда

Монтёры пути – одна из опасных профессий железнодорожного транспорта. О том, как правильно вести себя, рассказывают на инструктажах по охране труда. Тем не менее, несчастные случаи не прекращаются.


– Раиса Ивановна, работники путевого хозяйства постоянно находятся в зоне опасности. Какие инструктажи они проходят?

– В структурных подразделениях путевого комплекса дороги проводится пять видов инструктажей по охране труда. Это вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводится до начала работы с новыми или командированными работниками. Как правило, вводный инструктаж проходит в кабинете по охране труда, который оснащён наглядными пособиями. После вводного перед началом самостоятельной работы сотрудник проходит первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев, а для монтёров пути в два раза чаще. К ним предъявляются повышенные требования безопасности труда. По особым случаям проводится внеплановый инструктаж. Обычно это бывает, если изменяется технология, нарушаются требования охраны труда либо после 30-дневного перерыва в работе. Внеплановый инструктаж проводится не позднее трёх суток после получения информации о несчастных случаях. Первичный, повторный и внеплановый инструктажи проводятся непосредственным руководителем индивидуально или с группой сотрудников. В дистанциях пути – это дорожный мастер или старший дорожный мастер. 

Особое внимание в путевом хозяйстве дороги уделяется проведению целевых инструктажей. С монтёрами пути он проводится ежедневно. В связи с тем, что монтёры пути работают в зоне движения поездов, требуются дополнительные меры безопасности.

– Как проходит целевой инструктаж? Чем он отличается от остальных?

– У этого инструктажа особый порядок организации. Здесь бригадир пути не только обучает мерам безопасности перед конкретными операциями, но и определяет сигналистов и руководителя работ – старшего группы работников. Все инструктажи регистрируются в специальном журнале, где бригадиры и монтёры пути  оставляют свою подпись.

– Несмотря на все меры предосторожности, довольно часто приходят сообщения о несчастных случаях. Каковы обстоятельства таких происшествий?

– К сожалению, действительно такие случаи угрозы жизни и здоровья работников возникают. К примеру, 6 июня на перегоне Верх-Нейвинск – Нейво-Рудянская машинист применил экстренное торможение, чтобы не наехать на путевую бригаду Нижнетагильской дистанции пути. Четыре человека шли с «Модероном» спиной к электропоезду и не реагировали на звуковые сигналы. Так, люди несвоевременно ушли с пути. Было установлено, что бригадир при проведении целевого инструктажа устно назначил монтёра пути сигналистом. И тот пренебрёг правилами охраны труда и обязанностями сигналиста.

На следующий день на перегоне Чумпас – Ульт-Ягун пять работников дистанции инженерных сооружений также не среагировали на сигналы и против всех правил сидели прямо на рельсах в колее пути. Пассажирский поезд снова применил экстренное торможение и остановился за сто метров от бригады.

– Раиса Ивановна, какие типичные ошибки совершают путейцы и как их избежать?

– В основном они нарушают правила безопасности на железнодорожных путях и вместе с тем халатно относятся к целевому инструктажу. Ещё одна причина – некачественное проведение целевого инструктажа. Непосредственный руководитель не доводит до монтёров пути все меры безопасности, которые сохранят жизнь и здоровье при работе в зоне движения поездов. Чтобы избежать несчастных случаев, прежде всего нужно быть внимательными, бдительными и всегда помнить, что дома нас ждут родные и близкие.

Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31