16 января 2021 00:33

16 января 2021 00:33

Психология безопасности

Эмоциональное состояние машиниста находится под контролем специалиста

Наталья Орловская,

начальник сектора психофизиологи-ческого обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения


Чтобы снизить негативное влияние человеческого фактора, на предприятиях железнодорожного транспорта работают психологические службы. Особенная роль у психологов локомотивных депо. Именно они отвечают за то, в каком состоянии экипаж выйдет в рейс, насколько внимателен и надёжен машинист и его помощник. 


– На локомотивной бригаде лежит большая ответственность. Зачастую от их внутреннего состояния зависит итог поездки. Как удаётся держать под контролем настроение стольких разных людей?

– Ещё до приёма на работу кандидаты на должность машиниста и помощника машиниста проходят тщательное, всестороннее обследование. В него входит как медицинское – врачебно-экспертная комиссия, так и психологическое – проверка на профпригодность. Последнее включает в себя два блока: психофизиологическая готовность к работе и личност-ные особенности, в том числе способность к совмест-ной деятельности. После приёма на работу проводятся другие обследования под общим названием «комплексное психологическое сопровождение». Например, динамический контроль функционального состояния после длительного перерыва в работе свыше 30 дней. Анализ проходит в основном путём компьютерного тестирования, но важным моментом при этом являются доверительные беседы, в ходе которых мы можем корректировать психологические качества и функцио-нальное состояние обследуемого.

Перед каждой поездкой локомотивная  бригада проходит предрейсовый медосмотр на базе комплекса аппаратно-программного измерения пульса и давления. С его помощью кроме медицинских параметров стало возможным отследить психофизиологические параметры готовности к работе.

– Наталья Анатольевна, какие способы диагностики используют в работе железнодорожные психологи?

– Сейчас существует много современных методов и программ, большинство из них компьютерные. Но основным инструментом психолога остаётся наблюдение. Ни одна машина не заменит личный контакт и живое общение с человеком. Так специалисту проще понять проблему пациента, что его тревожит, а следовательно, и найти правильное решение. Безусловно, психологу помогает специальное оборудование для профилактики и коррекции нарушений функционального состояния. Практически в каждом локомотивном депо для снятия эмоционального напряжения есть кабинет психофизиологической разгрузки и мобилизации. Он оснащён аудиовизуальным комплексом и массажными креслами. Там проводятся релаксационные и мобилизующие видеосеансы. 

В лаборатории психофизиологического обеспечения на станции Екатеринбург-Пассажирский есть прибор с биологической обратной связью «БОС-пульс». Он тренирует стрессоустойчивость, активирует внутренние резервы организма и оптимизирует функцио-нальное состояние. Кроме того, это устройство позволяет обучить работника приёмам саморегуляции.

– По словам машинистов, психологи помогают не только правильно подбирать людей, но и качественно формировать локомотивные бригады. Как это происходит?

– В этом году мы много работали над согласованием состава локомотивных бригад с летним графиком движения поездов. Помимо групп профпригодности работников локомотивных бригад учитывались личност-ные качества машиниста: умение руководить, трезво оценить обстановку и принять решение в сложной ситуации. Особое внимание обращали на умение напарников эффективно взаимодействовать. Несомненно, психологическая совместимость в бригаде – один из важных факторов безопасности. Поэтому при формировании бригад мы учитываем личностные особенности работников и прогнозируем успешность их совместной деятельности.

В конце 2011 года с выходом новой нормативной документации по психологической совместимости делать это получается более точно. Кроме этого, по запросу руководства локомотивного депо проводятся лекции, а в последнее время и психологические тренинги. Для будущих машинистов предлагается тема личностного роста, для новых работников локомотивного депо необходимы адаптационные и коммуникативные занятия, а руководителям среднего звена может понадобиться тренинг командообразования.

– Как можно оценить результат работы психолога?

– В первую очередь психолог работает с человеком и его состоянием. Если работник покидает кабинет специалиста в лучшем настроении, чем до этого, то это говорит о качественной и профессиональной работе. Помимо этого, важным свидетельством хорошей деятельности психолога становятся успешные поездки, когда работники локомотивных бригад действуют правильно и легко преодолевают стрессовые ситуации. Главное для специалиста – это эмоциональное равновесие и спокойствие сотрудников. Но изменения на железнодорожном транспорте и специфика работы требуют профессионального самосовершенствования. Поэтому руководство Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» большое внимание уделяет обучению и повышению квалификации специалистов в области психологического сопровождения на транспорте.

– Кому ещё необходима психологическая помощь? И как можно получить её другим железнодорожникам?

– Такая помощь может понадобиться любому современному человеку. Многие люди уже поняли и оценили значение психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. И сами обращаются за советом в случаях неприятностей личного характера, конфликтов в семье или на производстве. Каждый железнодорожник может получить психологическую помощь. Для этого нужно обратиться к специалистам НУЗа. На Свердловской железной дороге действует 15 психофизиологических подразделений от Сургута до Перми. Обратиться можно через цеховую службу НУЗа или непосредственно к психологу при эксплуатационном локомотивном депо.


Справка

Должность психолога в штатных расписаниях предприятий и организаций железнодорожного транспорта появилась давно. На Свердловской магистрали Дорожная психофизиологическая служба была организована в мае 1988 году. И как показывает практика, полностью себя оправдывает. Сейчас психологи работают в составе негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» и выполняют важную миссию по обеспечению безопасности движения поездов.



Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31