24 января 2021 03:23

24 января 2021 03:23

Одно призвание на всех

Больше полувека представители династии Потаповых водят пассажирские поезда

Коллектив эксплуатационного локомотивного депо Пермь-сортировочная всегда славился династиями машинистов. Одна из них – семья Потаповых. Накануне профессионального праздника я встретился с её представителями – Сергеем и Александром Ивановичами, Анатолием Сергеевичем. 


Мои собеседники рассказали об истории своей семьи, о том, как они выбрали эту по-своему замечательную профессию и её особенностях. Своим мнением о работе машиниста локомотива поделилась и жена Александра Ивановича – Галина Николаевна, которая также отдала Свердловской магистрали много лет.


В начале славных дел

– Основал династию наш дед – Кирилл Иванович, – говорит Александр Иванович. – Только он не был машинистом, а работал путейцем в Шалинской дистанции. Зато наш папа Иван Кириллович и  его брат Андрей с детства мечтали водить паровозы.

В 1942 году Иван Кириллович ушёл на фронт. После войны он работал кочегаром, потом – помощником машиниста паровоза, а затем получил права управления паровозом. Позже Потапов-старший пересел на электровоз. Такой же путь прошёл и Андрей Кириллович. Сбылась мечта братьев. Примеру отца и дяди последовали Сергей, Александр, Иван Ивановичи и Юрий Андреевич.


На смену старшим

– Нам эта профессия по душе, – делится Сергей Иванович. – Есть в ней своеобразный романтический дух, который даже со временем не теряет своего очарования. Я с 1975 года работаю машинистом. Сейчас на электровозе ЭП2К и ЧС2 обслуживаю участок Пермь – Балезино. Казалось, свою работу знаю «от» и «до», однако всегда нахожу в ней что-то новое.

– Конечно, нас, в первую очередь, привлекала романтика, – вступает в разговор Александр Иванович. – Мы же, в буквальном смысле, в пути встречали закаты и рассветы. Красота-то какая: наблюдать из кабины восход и заход солнца! Или, порой, глядишь, вдоль путей лось пробежал. Так интересно!

Долгое время водил поезда и третий брат – Иван Иванович. Потом он переквалифицировался в электромеханики и стал обслуживать приборы безопасности САУТ.

Профессию машиниста выбрал и сын Сергея Ивановича – Анатолий.

– На локомотиве я работаю с 1997 года, – рассказывает он. – Сначала помогал водить почтово-багажные поезда. Как стал машинистом – пересел на пассажирский электровоз. Почему выбрал именно пассажирское движение, а не грузовое? По-другому и быть не могло. Ведь отец для меня – пример во всём.

Порой бывает так, что Анатолий Сергеевич ведёт пассажирский поезд от Екатеринбурга до Перми. Там электровоз принимает Сергей Иванович и состав следует до Балезино. Случается,что семья Потаповых обслуживает один и тот же поезд в обратном направлении. Такая вот преемственность поколений.


Важные особенности

Зачастую машинисту бывает не до романтики. Ему в поездке отвлекаться нельзя. Эта профессия требует предельной концентрации, неослабевающего внимания и постоянной готовности к нестандартным ситуациям. По-другому быть не может, ведь локомотивная бригада в ответе за пассажиров и перевозимый груз.

Александр Потапов 25 лет водил грузовые и пассажирские поезда. Сейчас он на пенсии, а до этого несколько лет работал дежурным по депо.

– Иногда скучаю по поездкам, – говорит  он. – Нередко мне снится один и тот же сон: я в кабине, передо мной горит красный сигнал светофора. Торможу, но поезд продолжает движение. Просыпаюсь и понимаю, что это мне приснилось. Это я к тому, что нам всегда нужно быть готовым к нештатным ситуациям. А они, к сожалению, случаются. Например, возникла неисправность в пути. Поезд остановился. Что делать? Ты должен её устранить. Ведь техника-ремонтника локомотивные бригады с собой не возят, и уж тем более в голубом вертолёте волшебник на помощь к тебе не прилетит. Машинист должен не только управлять локомотивом, но и в совершенстве знать его устройство. Грош цена такому специалисту, если он не может устранить неисправность.

По словам Сергея Потапова, нередко приходится анализировать те или иные нестандартные ситуации. Действия машиниста в этих случаях должны быть отработаны до автоматизма.

– Работа у нас непростая, то и дело возникают стрессовые ситуации, – говорит Сергей Иванович. – Наша задача: сделать всё возможное, чтобы пассажирский состав без происшествий доехал до места. Во многом это зависит не только от знаний и опыта. В первую очередь, нужно всегда соблюдать инструкции.

Семейный праздник

– Даже сейчас, находясь на пенсии, мы с Александром Ивановичем нередко беседуем о работе, – говорит Галина Николаевна. – Сегодня на железной дороге работает наш сын Михаил. Он с детства, как и отец, мечтал стать машинистом. Однако так случилось, что водить поезда ему не пришлось. Сейчас он работает в мотор-вагонном депо Пермь-2, на участке по ремонту приборов безопасности. Так или иначе, его профессия всё равно связана с  локомотивами.

Жена Сергея Ивановича – Галина Васильевна – тоже многие годы работала на стальной магистрали.

Нередко Потаповы встречают праздники в большом семейном кругу. Вспоминают о былом, рассказывают друг другу интересные истории, делятся опытом с  детьми и внуками. Особенно они любят вместе отмечать День железнодорожника. Для них этот профессиональный праздник давно уже стал семейным.

– Обычно мы встречаем День железнодорожника на стадионе «Локомотив», – говорит Александр Иванович. – Общаемся с  родными, друзьями, коллегами. Приходят даже те, кому вечером отправляться в  поездку. Нам есть о чём поговорить. В  этот день как никогда люди гордятся тем, что работают на железной дороге. Так что этот праздник для нас – самый любимый и долгожданный.


О приметах и суевериях

Как у многих машинистов, у Потаповых есть свои приметы. Например, перед поездкой родные всегда желают им счастливого пути и обязательно машут из окна. Это давно уже стало семейной традицией. Есть и такие приметы, которым следуют многие машинисты. Например, если получил новую форменную одежду, не торопись отправляться в ней в поездку. Чуть-чуть обноси её, допустим, сходи в ней на совещание, а уж потом садись за контроллер.

– К суевериям мы относимся с юмором, – подчёркивает Сергей Потапов. – Думаю, что машинистам не стоит в них верить. Переиначив известную фразу, скажу, что, в первую очередь, нам нужно иметь светлый ум, горячее сердце и золотые руки. И надеяться только на себя, свой опыт и знания. По-другому в нашей профессии быть не может.


Вместо заключения

– Какой бы сложной ни была наша профессия, я никогда не жалел, что выбрал её, – говорит Сергей Иванович. – Ведь несмотря на все тонкости, эта работа очень интересная. Думаю, мои отец, братья и  сын придерживаются такого же мнения. Сейчас подрастает мой внук Алёша – сын Анатолия. Ему уже 15 лет. Я надеюсь, что он тоже выберет профессию машиниста и продолжит семейную традицию. Мы работаем в интересное время. На смену устаревшим локомотивам приходят новые электровозы и тепловозы. Они надёжны, неприхотливы, оборудованы современной аппаратурой. Обновляется и парк пассажирского подвижного состава. В таких вагонах созданы все условия для комфортной поездки.

От имени нашей семьи поздравляю работников Свердловской дороги с наступающим профессиональным праздником – Днём железнодорожника. Желаю коллегам счастья, здоровья, гармонии, семейного благополучия, удачи и плодотворной и безаварийной работы ради общего дела!

Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31