17 января 2021 21:29

17 января 2021 21:29

Поощрение за бережливые проекты

У железнодорожников появился дополнительный<br />
стимул к труду на благо компании

Вера Солдатова,

заместитель начальника службы организации и оплаты труда СвЖД


На Свердловской магистрали активно поддерживают работников, которые внедряют на предприятиях проекты бережливого производства. Со второго квартала текущего года подход к поощрению участников рабочих групп несколько изменился. О новом положении подробнее мы побеседовали с Верой Борисовной.


– Положение о премировании разработано для того, чтобы заинтересовать работников дороги и структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», расположенных в её границах, активно внедрять проекты бережливого производства. Все они принесут немало пользы компании, ведь основаны на  ценных идеях: помогают снизить трудоёмкость производственных процессов, повысить производительность труда и сократить время простоя оборудования.

Документ создан с учётом утверждённых руководством компании рекомендаций по организации дополнительного премирования за результаты внедрения бережливого производства. Средства на премии предусматриваются в сметах на реализацию проектов. Из них 40% (то есть авансовая часть) выплачивается во время внедрения, а оставшиеся 60% (так называемый «бонус») – по окончании работ.

– Чем новое положение отличается от предыдущего?

– По новому положению на премирование участников рабочих групп, разрабатывающих и внедряющих проекты бережливого производства, направляется до 50% от стоимости экономии затрат. По прежнему положению на премирование выделялось до 50% от экономии фонда заработной платы. 

Как и в предыдущем документе, размер поощрения варьируется в зависимости от достигнутой в отчётном квартале экономии затрат. Но сейчас появилась возможность поощрить тех участников рабочих групп, которые над проектом работали, но по той или иной причине экономического эффекта пока не достигли. Причины могут быть разные: к примеру, работа только стартовала или изменился её порядок; группа испытывает затруднения в обеспечении материальными ресурсами; отсутствует объём работ и так далее. Но это не должно стать тормозом в реализации проекта. Премирование, на мой взгляд, даст положительный эффект, дополнительный стимул. А в результате благодаря мотивации удастся ускорить внедрение проектов бережливого производства.

– По какому принципу будет определяться сумма премии для поощрения железнодорожников?

– Разработана специальная система оценки проектов бережливого производства, которая включает несколько критериев. Самый значимый – ценность идеи. За него можно получить до 20 баллов. До 10 баллов можно заработать за сложность разработки и реализации проекта, столько же – за вовлеченность в работу. Максимальная оценка каждого проекта – 40 баллов. Оценку даёт специально созданная дорожная рабочая группа, утверждённая распоряжением.

Сумма поощрения определяется исходя из количества набранных балов: при присуждении проекту до 20 баллов рабочая группа получит поощрение в три тысячи рублей; от 21 до 30 баллов – пять тысяч рублей; от 31 до 40 баллов – семь с половиной тысячи рублей.

– Как часто работники будут получать премию за внедрение проектов бережливого производства?

– Один раз в квартал. Итоги по  разработке и реализации проектов подводятся по окончании квартала на основании отчётных данных. Протокол заседания дорожной рабочей группы с указанием суммы поощрения направляется в структурные подразделения. Уже там руководитель группы, которая трудится над проектом, распределяет премию среди работников – в зависимости от вклада каждого в общее дело.

– Вера Борисовна, расскажите о проектах, которые будут поощрены по итогам работы за второй квартал этого года…

– К сожалению, только 9  структурных подразделений из 25 представили в дорожную комиссию требуемый отчет. По ним и были подведены предварительные итоги. Рабочим группам эксплуатационного вагонного депо Каменск-Уральский и мотор-вагонного депо Пермь-2 начислен «бонус» по результатам реализации проектов – работа над ними уже завершена. В Баженовской дистанции пути, эксплуатационном вагонном депо Войновка и Тюменском отделе материально-технического обеспечения экономический эффект за отчётный квартал не достигнут, но работа команд оценена, признана эффективной и сотрудники будут поощрены. В Свердловской дистанции гражданских сооружений, Ишимской дистанции электроснабжения, Березниковской и Кузинской дистанциях пути требуется уточнение отчётных данных, их итоги будут рассмотрены после завершения третьего квартала.

Один из наиболее значимых и признанных руководством ОАО «РЖД» проект был разработан в Тюменском отделе материально-технического обеспечения Екатеринбургской дирекции МТО. Он предусматривает совершенствование технологического процесса экипировки локомотивов базы топлива в тепловозном цехе ПТОЛ Войновка. В проект включено сразу несколько решений по улучшению. Они позволят сократить время не только на саму экипировку, но и на документооборот. Эффекта от  новой технологии можно достичь за счёт различных факторов. После внедрения время использования локомотива увеличится на 20 минут, время экипировки снизится на 30%, а  производительность труда возрастёт на 12%. Согласно подсчётам, экономическая эффективность этого проекта составит 4 миллиона рублей в год. Работа группы над этим проектом была оценена уже по новому положению: за ценность идеи предложено присвоить 18 баллов, за уровень сложности разработки и реализации – 10  баллов, и за количество участников в проекте – также 10 баллов. В результате рекомендовано поощрить рабочую группу Тюменского ОМТО за  второй квартал премией в сумме 7,5 тыс. руб. Все денежные вознаграждения будут выплачены в августе.


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31