21 января 2021 20:20

21 января 2021 20:20

Конструктивный диалог

Концентрация погрузки на опорных станциях и укрупнение отправок помогут увеличить объёмы транспортировки лесных материалов

Представители Свердловской железной дороги вошли в состав рабочей группы, которая более подробно рассмотрит проблемы перевозки лесных грузов.


Реагировать оперативно

Помимо СвЖД в группу включены представители Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, двух министерств – промышленности и науки, а также Министерства транспорта и связи и двух союзов – промышленников и предпринимателей Свердловской области и лесопромышленников. Главная цель создания группы – поддержать лесное хозяйство. Такое решение было принято во время рабочей встречи начальника Свердловской магистрали Алексея Миронова с председателем правительства Свердловской области Денисом Паслером.

Заседания группы будут проходить в еженедельном режиме по четвергам во дворце культуры железнодорожников в Екатеринбурге. Их возглавит первый заместитель начальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин. Планируется, что подобные совещания позволят структурам вести конструктивный диалог и оперативно реагировать на все возникающие проблемные ситуации.

Транспортно-логистические схемы при перевозке лесных грузов давно нуждаются в совершенствовании. На сегодняшний день лесные материалы на Свердловской железной дороге грузят 303 отправителя. Из них 148 – на территории Свердловской области. При этом только три предприятия (Богдановичский шпалопропиточный завод, ЗАО «Фанком» и ООО «Сагринский леспромхоз») обеспечивают объём погрузки от 70 до 150 вагонов в месяц. 93 отправителя грузят в месяц всего лишь от одного до четырёх вагонов.

– На Свердловской магистрали работает более 400 станций. Свыше 200 занимаются отгрузкой различных материалов, – сказал Алексей Миронов. – Есть среди них и такие маленькие станции, что, условно, грузят по одному вагону леса за несколько недель.

Ещё весной представители лесной отрасли жаловались на трудности с отгрузкой. 

– Наибольшие проблемы мы испытываем с перевозками в страны СНГ, – отмечал тогда исполнительный директор Уральского союза лесопромышленников Сергей Басманов. – Также нас беспокоит высокая стоимость доставки грузов в приватном подвижном составе и нежелание операторов взаимодействовать с предприятиями лесопромышленного комплекса из-за незначительных по их меркам объёмов перевозок.

Один из способов повысить эффективность работы – консолидировать грузы нескольких отправителей на какой-то одной станции. Хороший пример в этом отношении демонстрирует лесной терминал «Надеждинский» в Серовском регионе – совместный проект Уральской логистической ассоциации и Союза уральских лесопромышленников. Концентрация погрузки на опорных станциях и укрупнение отправок за счёт объединения заявок от нескольких предпринимателей помогут увеличить объёмы транспортировки лесной продукции.


Сквозная ставка

Впрочем, существуют и другие способы повысить результативность перевозок леса. Например, начать глубокую переработку древесины, которую затем можно будет доставлять в крупнотоннажных контейнерах. При транспортировке в страны СНГ необходимо использовать вагоны этих государств. Но также совместно с получателями должна быть разработана схема подсыла
вагонов.

Большие надежды возлагаются сейчас на относительно новую услугу ОАО «РЖД» «Сквозная ставка», которая подразумевает организацию перевозок лесных и других грузов смешанным железнодорожно-водным сообщением. Принцип работы услуги – «в одно окно»: грузоотправителю достаточно подать заявку на перевозку, оплатить её и погрузить всё в вагон. Остальные операции, то есть выгрузку и хранение в порту, а также погрузку на судно, берёт на себя интегратор перевозки – Свердловский ТЦФТО. Потребителю не нужно тратить время на работу с экспедитором. Возможный срок доставки грузов при такой схеме – от 20 до 25 суток. При этом стоимость перевозки ниже существующих на рынке предложений операторов.


Методы стабилизации

– Несмотря на небольшие объёмы погрузки лесных материалов, многие из лесоперерабатывающих предприятий являются градообразующими. Например, такова ситуация в посёлках Лобва, Ляля, Сосьва, Восточный, Андриановичи, Сагра, Углежжение, Филькино и других, – подчеркнул председатель правительства Денис Паслер. – Улучшить ситуацию можно с помощью более тесного и эффективного взаимодействия представителей операторских компаний, экспедиторов и собственников вагонов.

– Сегодня имеющийся на сети железных дорог парк грузовых вагонов полностью обеспечивает освоение всей грузовой базы, – отметил начальник СвЖД Алексей Миронов. – Но между технологией использования вагонов собственниками и возможностями железнодорожной инфраструктуры образовался дисбаланс.

В этом году руководством СвЖД был разработан комплекс мероприятий, которые помогут стабилизировать обстановку на предприятиях отрасли. Силами Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания организовано подписание более 60 договоров на транспортное обслуживание между лесоотправителями и ООО «Транслес». К решению проблемы подключилось вновь образованное ОАО «РЖД Логистика», в функции его входит оказание полного комплекса транспортных услуг, в том числе предприятиям малого бизнеса.

Активнее стала применяться и практика целевого перемещения порожних вагонов принадлежности стран СНГ под погрузку уральским предприятиям. Отработана логистическая схема перевозок леса в Среднюю Азию и Иран через порты Пермь, Камбарка, Астрахань. Заинтересованность в данной услуге проявили 25 предприятий лесной отрасли, из них семь – в Свердловской области.

В ближайшее время должны появиться и другие положительные изменения, связанные с транспортировкой лесных материалов. Возможно, решение проблемных вопросов активизирует только что созданная рабочая группа.

Кстати

Проблемы перевозки лесных грузов неоднократно обсуждались на координационных советах Свердловской железной дороги и за их рамками. Поиски партнёров для перевозки лесной продукции стали проблематичными из-за разобщённости лесоотправителей и незначительности объёмов погрузки.


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31