20 января 2021 17:07

20 января 2021 17:07

Освободить Смычку

Для одного из важнейших узлов магистрали могут организовать логистику <br />
с ограниченным числом операторов

Дисбаланс между технологией использования вагонов собственниками и возможностями инфраструктуры осложнил грузовую работу на станции Смычка. Один из ключевых для магистрали узлов оказался фактически непроезжим. Железнодорожники и грузовладельцы пытаются совместно нормализовать эксплуатационную обстановку.


Смычка относится к числу восьми станций, определяющих деятельность всей дороги. Узел принимает вагонопоток, который идёт с Транссиба по стыкам с Екатеринбургским и Пермским регионом. Это также основа грузовой работы 18 грузоотправителей, в том числе целого ряда промпредприятий холдинга «ЕВРАЗ». 70 % погрузки на станции даёт крупнейшее из них, ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК).

В этом году работа Смычки серьёзно осложнилась. Одной из основных причин стало накопление и, как следствие, избыток порожних вагонов. Так, в июле при нормативе 2900 вагонов среднесуточно здесь содержалось 6000, из которых 3827 – непосредственно на станции. Погрузкой она была обеспечена сразу на 11 суток вперёд, сообщил первый заместитель начальника дороги Валерий Фомин, а с учётом подходов – ещё на пять.

Мониторинг ситуации показал, что на обслуживании технологических процессов НТМК вагонами за полгода было задействовано 116 операторских компаний. Единой транспортной логистики между ними налажено не было. В итоге доля сдвоенных операций сократилась до 9 %, встречный пробег однородного порожнего состава вырос на 1,5 %. Встречными курсами шли даже вагоны, принадлежащие одной и той же компании.

НТМК и другим предприятиям ЕВРАЗа, как полагает начальник дороги Алексей Миронов, нужно оптимизировать количество операторов до одного-двух. Или, предложил он в качестве альтернативы, можно создать некий пул операторов, который возьмёт на себя управление вагонами для обслуживания производственных процессов предприятий холдинга. Это поможет вернуться к единой технологии перевозок грузов внутри узла Смычка.

Приемлемым решение по ограничению числа операторов, работающих для комбината, видит и начальник Екатеринбургского филиала ОАО «Вторая грузовая компания» Михаил Шарин. Инфраструктура станции и предприятия изначально не рассчитана под деятельность такого количества операторских компаний. В условиях их переизбытка, по его словам, «никакая логистика не способна нормализовать транспортные потоки на станции».

Работа с множеством операторов неудобна и подразделениям холдинга, заявил управляющий директор ОАО «ЕВРАЗ НТМК» Алексей Кушнарёв. Он согласился, что управлять вагонами лучше централизованно. В принципе, как пояснил директор по логистике ООО «Торговая компания «ЕВРАЗХолдинг» Сергей Руденко, единым органом управления может считаться сама Торговая компания. Именно она и заключает договоры с операторами.

Кроме того, Сергей Руденко отметил, что ЕВРАЗ готов пересмотреть баланс использования операторских вагонов именно в тех направлениях, где наблюдаются встречные потоки. Также он сообщил, что с двумя операторами – «ЗапСиб-Транссервис» и «Мечел-Транс» – у холдинга есть договорённость, что вагоны, идущие на Смычку, должны быть гарантированно задействованы под сдвоенные операции. И процент этот можно увеличить.

От железной дороги, в свою очередь, в ЕВРАЗе ждут ответных шагов; называют конкретные проблемы, которые требуют скорейшего решения. Так, задержки в доставке грузов для НТМК с 2009 года увеличились в три раза, а в уборке готовых поездов с территории этого предприятия – и вовсе в девять. В холдинге также акцентировали, что на пять процентов выросло количество «больных» вагонов, которые идут для погрузки на НТМК.

Эта же проблема характерна для Качканарского горно-обогатительного комбината (КГОК, тоже входит в структуру холдинга). Главный менеджер по сбыту
ОАО «ЕВРАЗ КГОК» Сергей Ковальчук, кроме того, попросил дорогу исключить залповую подачу порожних вагонов для предприятия. К примеру, 25 июля сюда буквально за 2,5 часа направили 160 полувагонов. Обработать их, по замечанию Сергея Ковальчука, было невозможно.

Помимо вопросов управления вагонным парком стороны рассмотрели перспективу развития железнодорожной инфраструктуры общего и необщего пользования. Так, холдингу рекомендовано разработать или актуализировать вместе с регионами и отраслевыми союзами программу развития подъездных путей. В частности, требуется электрифицировать все станции на территории НТМК, и владельцы готовы обсудить конкретные проекты.

ЕВРАЗ, со своей стороны, проинформировал магистраль, что планирует разработать новый карьер и увеличить производство ещё на 2 млн тонн, а это треть от сегодняшних объёмов. Значит, и поток грузов с Качканара возрастёт. Для их перевозки, вероятно, понадобится строительство вторых путей. Чтобы доказать такую потребность, нужно сопоставить проекты развития холдинга и станций. Этой работой стороны также намерены заняться.

В дальнейшем партнёры решили взаимодействовать рабочей группой. В неё помимо СвЖД и ЕВРАЗа вошли представители региональных органов власти, операторов подвижного состава, отраслевых союзов и ассоциаций. В рамках постоянно действующей группы участники рынка железнодорожных перевозок детализируют технологические аспекты. Все они касаются работы узла Смычка и предприятий, которые здесь обслуживаются.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31