Воспитательница Орлика
Бывшая заведующая ишимским дет-ским садом приучилась к труду с дет-ства. В годы войны она прошла настоящую школу жизни, окрепла духом. А после Великой Отечественной – нашла себя в педагогике, вырастила не одно поколение детей железнодорожников. Сегодня она с удовольствием вспоминает свою жизнь. И при этом больше улыбается, чем грустит.
…Как только мне удаётся встретиться с человеком, хлебнувшим военного лихолетья в детстве, всегда стремлюсь выслушать его и понять, как люди, перенеся такие лишения и испытания, сумели при этом сохранить душевные и физические силы для свершений, стать профессионалами? Считаю своим долгом рассказать о таком человеке. Вдруг кого-то удивит его история, заставит задуматься о чём-то важном в жизни.
Самый верный друг
Антонина Васильевна Гладкова, моя жизнерадостная собеседница, из того самого поколения детей войны. Её худенькие руки видели разный тяжкий труд в колхозах, приближавших великую Победу нашей страны в борьбе с немецким фашизмом.
Сейчас она, рассказывая, посмеивается: как, мол, всё было тогда просто – работай, работай и ещё раз работай, и, может быть, тогда дадут тебе немного зерна или разрешат взять молока.
Семья Гладковых жила в деревне под Ишимом. До войны кое-как концы с концами сводили. Все дети с малолетства были приучены к работе. В семилетнем возрасте Тоня пошла в школу, но только зимой – осенью нужно было работать в колхозе. С началом войны стало труднее: старший брат Тони ушёл на фронт и пропал без вести, а младшие брат и сёстры умерли.
Мама Антонины очень болела, поэтому десятилетней девочке поручили уход за коровами. Нужно было сдавать «на молоканку» по два ведра молока в день. При этом себе разрешалось оставить только один стакан!
Ещё Тоне было поручено заботиться о молодом коне Орлике. Причём не как-нибудь, а для службы в Красной армии – не больше, не меньше! Он должен был не работать, а набирать силу.
– И как же с ним справиться, мне же только десять лет? – запричитала было девчонка. Но бригадир отвечал:
– Ничего, справишься. Большая уже!
И вот каждое утро она шла к сараю, где находился конь. Её воспитанник был умницей: заслышав шаги девочки, он тихонько ржал, будто понимал, что сейчас его поведут на водопой. Затем подходил к завалинке, чтобы Тоня могла забраться к нему на спину. Вместе они отправлялись за несколько километров – к озеру Черёмуховое. Тоня с любовью ухаживала за Орликом, даже сдружилась с ним. Но в 1944 году её верного друга «призвали» на фронт, после чего, конечно, уже не вернули…
«Палочки» за трудодни
В то время в деревнях Ишимского района было много жителей, эвакуированных с оккупированных территорий страны. Жилось им очень трудно. У всех были дети, работать было негде. Часто они просили у местных молока, а взамен предлагали вещи. Так Тоне иногда перепадала кое-какая одежда.
Труд детей в колхозе был разнообразен: приходилось, например, лопатить зерно, чтобы оно не горело и не гнило в буртах. То была самая тяжкая работа.
– Ещё мы сортировали зёрна, приходилось крутить ручную веялку, – вспоминает Антонина Васильевна. – Каждое зёрнышко было на вес золота. Урожаи мы полностью сохраняли. «Всё для фронта! Всё для Победы» – этот лозунг в наши головы был крепко вбит.
…Снова смеётся моя собеседница – вспомнила один случай. Работала как-то детвора на уборке гороха. Кое-как с полем справились, а бригадир и спрашивает:
– Что, девчонки, выполнили задание?
Они в ответ хором: «Да-а-а-а!».
– Ну, молодцы. А в карманы себе гороху натолкали?
– Дядя Федя, да у меня и штанов-то нет, – обиделась Тоня.
Дети шутили, смеялись, и при этом отдавали родине все свои детские силёнки. Без труда этих колхозно-совхозных ребятишек и их голодных матерей, которые кормили Красную армию, победа была бы невозможна.
Так всю войну и выдюжили, не сломались, получая только «палочки» за отработанные трудодни. Хоть и не сразу после Великой Отечественной войны, но дали Антонине звание «Ветеран трудового фронта».
Молодая воспитательница
После окончания войны оказалось, что подрастающей молодёжи негде работать. Как, впрочем, и многим взрослым. Но Антонине повезло. В Ишиме её приняли в детский сад. Работа была не постоянной: на время декретного отпуска основного воспитателя, но пришлась девушке по вкусу. Дети сразу её полюбили, а директор садика оценила её добросовестность и трудолюбие.
Чуть позже именно на этом месте Тоню приметила другой руководитель – директор ишимского детского садика Свердловской железной дороги. Не случайно: Антонина Гладкова проявила лучшие душевные и профессиональные качества, которые так нужны для работы с малышами. Так началась основательная педагогическая деятельность нашей героини.
Работа стала смыслом жизни для Антонины Васильевны: прежде она об этом могла лишь мечтать. Конечно, выбора тогда не было. Но зато было желание учиться, работать с детьми и стать профессионалом в деле воспитания подрастающего поколения. Со временем Тоня отучилась на курсах и в красноярском институте. На работе её с нетерпением ждали – и директор, и весь педагогический коллектив детского сада.
Долгое время Антонина Гладкова работала воспитателем, досконально освоила эту трудную профессию. Затем 30 лет заведовала учреждением дошкольного воспитания. Сколько труда и души, времени и нервов, старания и изобретательности вложила она в свою работу… Много лет, как наиболее опытный и авторитетный специалист, несла дополнительную общественную нагрузку – была внештатным инспектором дошкольных учебных заведений по Ишимскому узлу Свердловской железной дороги. Ей доверяли контролировать работу руководителей.
Хозяйка детского сада
Однажды в детский сад прибыл инструктор отдела учебных заведений дороги. Он долго удивлялся, что директор уже в семь утра на рабочем месте. Антонина Васильевна старалась контролировать всё. Она знала, как дела на кухне, под какую музыку будут проводиться спортивные занятия для детей, везде ли порядок... Работа кипела.
– Конечно, иногда было сложно, – вздыхает собеседница. – Особенно с людьми: я не любила лентяев и недобросовестных и старалась таких в коллектив не принимать. С детьми могут работать только люди особого склада. Но эту истину, увы, понимали далеко не все.
Сейчас Антонина Васильевна, этот светлый, добрый и жизнерадостный человек, отдавший всю жизнь воспитанию детей железнодорожников, находится на заслуженном отдыхе. Она с удовольствием вспоминает годы работы и делится секретами педагогического мастерства со всеми, кто проявляет к этому интерес.