19 января 2021 11:35

19 января 2021 11:35

Резервы для освоения

Качество обучения машинистов на новые электровозы можно повысить, если исключить недостатки

В октябре будет год, как в эксплуатационное локомотивное депо Пермь-сортировочная впервые пришли грузовые электровозы серии 2ЭС10. За это время заключения на работу с новыми локомотивами получили уже 147 машинистов. Но и сегодня нам приходится выбирать, кому доверить управление современными электровозами.

Машинистам явно не хватает базовых знаний. Это проявляется в управлении новой машиной, и особенно в тех ситуациях, когда нужно принять нерядовое решение. Наверное, прежде чем направлять людей на обучение для работы с 2ЭС10, лучше проводить предварительное тестирование. Тогда можно будет понять, каковы первоначальные знания кандидата и как его готовить дальше.

При этом можно сократить количество часов теоретической подготовки машинистов на инновационный локомотив. Начальный тест будет содержать основные вопросы по устройству механической части, управлению системой безопасности, работе тормозов, некоторым другим разделам. В конструкции грузового электровоза 2ЭС6 узлы почти те же самые, а на него локомотивные бригады обучались не больше двух лет назад.

Важно улучшить и процесс технического обучения. Сейчас он сводится к тому, что локомотивная бригада должна три раза в месяц посетить занятия. Однако время между поездками нередко составляет всего лишь 16 часов, и в эти 16 часов машинист и помощник, едва отдохнувшие, ещё должны успеть посетить техзанятия. Но какой от этого будет результат?

Здесь можно позаимствовать опыт коллег с Октябрьской магистрали по обучению машинистов скоростного движения. Один раз в квартал проводить двух- или трёхдневные курсы с отрывом от производства. И целенаправленно рассматривать наболевшие вопросы и отдельные темы, допустим, изменения в нормативной документации. Или же активнее прибегать к интерактивному обучению, как и делается, кстати, у нас в депо.

Это что касается теории, но, как говорится, лучше один раз самому всё увидеть. Нужно оснащать кабинеты технической учёбы моделями различных узлов и агрегатов современных машин, особенно тормозного оборудования, а также и тренажёрными комплексами. К сожалению, не все тренажёры из тех, что сейчас есть у нас в депо, удовлетворяют требованиям учебного процесса.

Дело в том, что заявленные производителем возможности тренажёрных комплексов не всегда соответствуют действительности. Бывают недостатки у программного обеспечения. Из-за них невозможно задать ситуации, которые нужны, чтобы отработать определённые навыки. Много времени тратится на отладку девайса. Желательно, чтобы разработчики учитывали рекомендации тех, кто будет эксплуатировать эти тренажёры.

И последнее, что нужно для успешной работы с электровозами 2ЭС10, это единая база нарушений в эксплуатации локомотивов. Сейчас приходится выуживать такие сведения в отчётах среди прочей информации. А можно по примеру Западно-Сибирской дороги запустить специальный сервер и на него поместить всю полезную информацию. Такой сервер нам сегодня необходим.

Иван Якк, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Пермь-сортировочная
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31