14 мая 2021 18:44

14 мая 2021 18:44

Отучился? Пора на работу!

Каждый год Свердловская железная дорога тратит порядка 20 миллионов рублей на обучение целевиков

Иван Галкин,

начальник отдела развития и обучения персонала службы управления персоналом СвЖД


Выпускников этого года, получивших высшее или среднее образование по целевым программам, с нетерпением ждут на Свердловской железной дороге. Начало осени – пора активного трудо-устройства.


На сегодняшний день служба управления персоналом распределила уже 77 из 135 человек. Все они приступили к своим обязанностям на новых рабочих местах. Таким образом, на СвЖД трудоустроено более 50 % выпускников-целевиков. Остальные ребята должны получить работу к началу октября.

– Иван Сергеевич, расскажите, какие учебные заведения готовят специалистов для дороги по целевому направлению и в каком количестве?

– Кадры для нас готовят несколько учебных заведений: Уральский государственный университет путей сообщения, колледж железнодорожного транспорта УрГУПСа, Пермский институт железнодорожного транспорта и Омский государственный университет.

Основной задачей целевой подготовки специалистов для ОАО «РЖД» является укомплектование инженерными кадрами подразделений дороги, находящихся на линии. Ежегодно целевые направления от Свердловской магистрали получают около 200 абитуриентов. Примерно столько же мест занимают целевики филиалов компании, которые осуществляют деятельность в регионах дороги (например, из Свердловских дирекций – тяги, управления движением, по ремонту пути и других).

– Каковы условия целевого обучения? Сколько выпускник должен отработать на дороге после получения диплома?

– Срок отработки – три года. Принять участие в программе может любой желающий. Но акцент мы делаем на структурные подразделения, которые находятся на линии. Из Екатеринбурга, Тюмени, Сургута и Перми мы направляем меньше целевиков, чем с линии, потому что в крупных городах нет проблем с инженерными кадрами.

– А если выпускник по тем или иным причинам не хочет или не может работать на Свердловской железной дороге?

– Если человек переезжает в другой регион по семейным обстоятельствам (например, из-за замужества или женитьбы), он может отработать на другой железной дороге либо в дочернем предприятии ОАО «РЖД». Каждый год мы рассматриваем до десяти таких обращений и всегда находим решение.

Если же выпускник категорически не хочет работать в сфере железнодорожного транспорта, выход один: расторжение договора о целевой подготовке. В этом случае бывший целевик обязан возместить компании затраченные на его обучение средства. Если студент хорошо учился и получал стипендию, сумма компенсации может составлять 200–300 тысяч рублей. И это неудивительно: каждый год Свердловская железная дорога тратит порядка 20 миллионов рублей на обучение своих целевиков.

– Кстати о стипендиях. У целевиков они повышенные?

– За хорошие результаты в учёбе, если нет троек, студентам-целевикам назначают доплаты и именные стипендии. В вузах они составляют 2 тысячи рублей, а в техникумах и колледжах – 1,5 тысячи рублей в месяц. У отличников есть возможность получить стипендию начальника дороги или президента компании. В этом году вышло новое положение о целевой подготовке, где прописан лимит таких стипендий. Теперь получать их могут по девять человек из вузов и из колледжей.

– Поговорим о процедуре трудоустройства выпускников…

– Каждый год в учебных заведениях назначаются дни распределения. Обычно они проходят в конце февраля или в начале марта, сразу после государственных экзаменов. В вузы и колледжи направляются руководители кадровых блоков. Они предоставляют студентам перечень актуальных вакансий и в режиме диалога решают, кто из студентов и на каких условиях готов к переезду.

На работу все выпускники выходят в разное время. Одни – после получения диплома, другие – уже во время преддипломной практики, чтобы быстрее вникнуть в работу коллектива.

– Могут ли при устройстве на работу возникнуть трудности? 

– Каждый случай мы рассматриваем в индивидуальном порядке. Сложности могут быть связаны с нежеланием целевика трудиться на линии. Многие предпочитают оставаться в Екатеринбурге, а вакансий здесь для них не так уж и много. Мы не можем распределить всех в структурные подразделения крупных городов. В то же время есть и другие ребята – те, что просят направить их в северный регион. Стараемся помочь таким специалистам и с работой, и с жильём. Кто-то понимает, что в глубинке есть больше возможностей для карьерного роста.

Обычно мы всегда рассматриваем пожелания ребят. Как правило, трудоустраиваем по той профессии, на которую они учились. Тем, кто получил высшее образование, мы предлагаем инженерные должности. Но не всегда мест хватает, поэтому порой призываем выпускников рассмотреть рабочие специальности. К примеру, можно сначала пойти на должность монтёра пути или бригадира, а уже потом, набравшись опыта, устроиться мастером. Конечно, не все с этим согласны. А напрасно. Часто я объясняю выпускникам: поработать с год на рабочей должности даже полезно. Есть возможность лучше узнать своё дело, почувствовать себя уверенней в профессии.

– И последний вопрос: отработав три года, остаются ли молодые работники на дороге?

– В последнее время мы отмечаем тенденцию к снижению текучести кадров. Увольняются с магистрали единицы. За три года у всех бывших целевиков обычно начинается карьерный рост. Есть и другие аргументы «за»: ОАО «РЖД» – современная и динамично развивающаяся компания, а заработная плата у нас вполне конкурентоспособна с другими крупными организациями и предприятиями.


Справка

На сегодняшний день от Свердловской железной дороги по целевому направлению очно обучается 814 человек, в том числе в вузах – 538, а в колледжах – 276 человек. Заочно образование получает 403 работника Свердловской магистрали. 


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31