16 января 2021 00:02

16 января 2021 00:02

Жизнь после вуза

Двухуровневая система подготовки позволяет обучить и работников широкого профиля, и узких специалистов

Евгений Малыгин,

проректор по учебной работе

УрГУПСа


Не секрет, что в большинстве вузов выпускникам выдают дипломы и отпускают во взрослую жизнь. Мол, ищите себе работу сами. Уральский государственный университет путей сообщения старается заботиться о будущем своих воспитанников: здесь сохранена процедура содействия трудоустройству, которая раньше называлась «распределение». О ситуации на рынке труда и о том, как выпускникам найти своё место под солнцем, рассказал мой собеседник.


Пора определяться… 

– Евгений Алексеевич, насколько остро стоит проблема трудоустройства выпускников железнодорожных вузов? Заинтересованы ли компании-работодатели в специалистах с профильным образованием, но без опыта работы?

– Транспортные предприятия испытывают дефицит инженерных кадров, который усиливается из-за неблагоприятной демографической ситуации. Остро стоит вопрос обновления кадров. Это означает, что железнодорожные вузы должны готовить всё больше и больше специалистов. Задача, стоящая перед нами, – обучить тех, кто будет двигать производство по тому направлению, которое необходимо стране. Заявок от предприятий больше, чем выпускников. Железные дороги на этапе приёма абитуриентов также «заказывают» большое число выпускников. Но всё же вопрос актуален, причём скорее не по количеству, а по качеству подготовки.

Если говорить о престиже инженерных профессий, то он действительно был в определённой степени подорван. Среди нашей молодёжи достаточно устойчиво укоренилось желание стать экономистом, юристом, артистом... Кроме того, по новой системе ЕГЭ школьнику предоставляется право выбрать предметы, которые он будет сдавать. И абитуриенты не спешат сдавать физику. А кто не сдаёт физику, тот не предполагает работать в производственной сфере. Это всё приводит к тому, что на промышленных предприятиях ощущают нехватку инженерных работников.

Впрочем, и кадры теперь нужны немного другие – не такие, как раньше. Ликвидируется узкая направленность специалиста. Предприятия нуждаются в работниках, которые будут иметь достаточно широкий круг знаний. Но при этом не снижается и потребность в узких специалистах. В результате наш университет был вынужден перейти на двухуровневую систему подготовки. Сначала мы готовим всех студентов по широкому комплексному варианту. А затем, на следующей ступени обучения, те, кто решил заниматься узкопрофильным делом, переходят на узкую профилизацию, в том числе в магистратуре.


Успеть всё

– Насколько транспортные компании заинтересованы в сотрудничестве с профильными вузами? Ведёт ли УрГУПС подобную работу? 

– Конкурентов у нашего университета нет. Никакие другие вузы не могут готовить специалистов для транспортного комплекса. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой – приоритетная позиция. У нас более ста долговременных договоров с предприятиями. Мы готовим специалистов для Уралвагонзавода, ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения», ООО «Уральские локомотивы», ОАО «Синара – Транспортные машины», а также для Качканарского горно-обогатительного и Нижнетагильского металлургического комбинатов. Недавно наш университет посетили представители НТМК. К себе на производство они готовы взять выпускников всех специальностей и создать самые благоприятные условия: оплачивать учёбу, выделять специальные стипендии, принимать на практику и гарантировать карьерный рост. Такому крупному предприятию, как металлургический комбинат, без транспортников не обойтись, поскольку половина их успеха зависит от того, как удачно они подберут новые кадры. 

Конечно, основными потребителями кадров остаются Свердловская, Южно-Уральская, Горьковская, а также Северная и Калининградская железные дороги, которые с удовольствием встречают наших выпускников. Руководство университета активно работает по целевым договорам. Здесь ориентирами служат потребности ОАО «РЖД» – идёт подготовка специалистов по конкретным специализациям. В 2011 году 25 % абитуриентов, то есть порядка 600 человек, было зачислено по целевому набору. Впоследствии все эти выпускники автоматически закрепляются за будущим местом работы. А «готовое» место обеспечивает начинающих специалистов столь необходимым производственным опытом для дальнейшей карьеры.

– Все ли выпускники хотят работать по специальности? И многих ли удаётся трудоустроить?

– Вопрос о судьбе выпускников после окончания вуза актуален и интересен не только для администрации университета. Выбирая место учёбы, вчерашние школьники рассчитывают получить хорошее образование и найти достойную работу после окончания, а работодатели заинтересованы в развитии своего кадрового потенциала. Поэтому на 80–90 % наши выпускники уходят работать по специальности. Действительно, в службе занятости нашего региона выпускников УрГУПСа нет. И это, пожалуй, главный показатель востребованности кадров.

Я участвовал в комиссии по трудоустройству в этом году. Не все выпускники были готовы к выбору будущего места работы, несмотря на то что предложений от компаний поступает достаточно. Такая инфантильность немного огорчает. Закончив теоретическое обучение, выйдя практически на итоговую аттестацию, каждый студент должен чётко знать, в какой сфере и на каком предприятии он хотел бы работать. Молодёжь, получившая образование и свободу выбора, предъявляет высокие требования к условиям труда и зарплате.

Задумываться о карьере можно начинать уже с третьего курса – компании набирают стажёров именно с этого времени. Стажировка даёт бесценный опыт, который открывает возможность претендовать на лучшие условия. 


Как рождается востребованность…

– Расскажите, как сейчас обстоят дела на рынке труда? Какие специальности университета наиболее востребованы?

– Страна активно меняется. Реформируются и железные дороги. Стремительно развиваются международное промышленное партнёрство, высокоскоростное движение. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных строителей-инженеров, технических работников и руководителей среднего звена. На производстве нужны специалисты по автоматике и телемеханике, системам обеспечения движения поездов, транспортному машиностроению. Когда представители Уралвагонзавода узнали, что у нас есть специальность «Мехатроника», они готовы были половину всего выпуска пригласить к себе на работу.

– Ежегодные ярмарки вакансий, в которых принимают участие отраслевые организации, компании и ведомства, стали обязательным мероприятием практически для каждого солидного вуза. Уральский государственный университет не исключение?

– Конечно. Такие акции, как ярмарка вакансий, помогают будущим специалистам наладить контакт с потенциальными работодателями, определиться с местом работы, получить из первых рук объективную информацию о рынке труда и спросе на выпускников.


Справка

В УрГУПСе сохранилась система распределения выпускников, так популярная в СССР. Но при этом принцип распределения изменился, стал носить добровольный характер. Молодого специалиста без его желания не отправят работать в глубинку. Для каждого выпускника вуза комиссия по содействию трудоустройству подыскивает место работы по специальности с учётом его пожеланий.


Лилия Хабибрахманова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31