15 мая 2021 16:20

15 мая 2021 16:20

Подвиг – в рабочем порядке

Бдительность и внимательность помогли локомотивной бригаде <br />
предотвратить сход поезда

Дефект бандажа мог стать причиной крушения состава весом четыре тысячи тонн, который вели машинист эксплуатационного локомотивного депо Пермь-сортировочная Валерий Щукин и помощник машиниста Александр Афанасьев. Экипаж вовремя заметил неисправность и принял необходимые меры. Как это произошло, корреспондент «УМ» узнал у самих участников событий.


Из-за непредсказуемого графика работы локомотивной бригады встретиться с ней оказалось не так-то просто. Удалось поговорить лишь в электричке, когда локомотивщики возвращались домой из очередной поездки. Смена произошла на станции Вогулка. Оттуда до Кунгура, где живут наши герои, два часа пути. За это время по моей просьбе они мысленно перенеслись в прошлое и вспомнили подробности того рейса.


Неожиданное – невероятное 

Это произошло больше месяца назад, в ночь с первого на второе августа. Рядовая поездка сначала не предвещала ничего особенного. Со станции Пермь-Сортировочная в сторону Шали направился новый электровоз 2ЭС10, за пультом которого находились наши герои. Техническое состояние «Гранита» не вызывало никаких опасений, но через 50 километров, на станции Юг, была выявлена неисправность. Во время стоянки помощник машиниста Александр Афанасьев осматривал локомотив и обратил внимание на одну из колёсных пар. Оказалось – разрыв бандажа. Такая страшная поломка стала неожиданностью даже для самых опытных локомотивщиков.

– Первое, что заметил: бандаж сместился относительно самого колеса. Это можно определить по сдвигу специальных рисок, которые должны всегда совпадать друг с другом, – вспоминает Александр. – С помощью фонарика рассмотрел этот участок подробнее и убедился в неисправности: трещина шла во весь бандаж.

Машинист Валерий Щукин подтвердил версию своего помощника и тут же доложил об этом дежурному по станции. Пришлось отцеплять электровоз от вагонов и перегонять его на другой путь. Всё это время на спидометре «Гранита» стрелка не пересекала отметку два километра в час.

– Это максимальная скорость, при которой машина может двигаться с такой неисправностью, – отмечает Валерий Геннадьевич. – Очевидно, что если бы дефект остался незамеченным, то уже через несколько метров эта поездка обернулась бы сходом.

Сами рассказчики большого значения своему поступку не придают. Говорят, что только выполняли свою работу и что осматривать локомотив на каждой остановке – это их обязанность. По словам помощника, обнаружить такой дефект не так сложно, куда сложнее оставаться бдительным, когда едешь на новой машине. Большую роль здесь играет фактор неожиданности.

– Кто бы мог подумать, что на новом электровозе может быть такая поломка? – рассуждает Александр. – Всегда кажется, что техника, которая недавно вышла с завода, ни в коем случае не подведёт. Но как показывает практика, это вовсе не так.


Два человека – одна команда

Бдительность и внимательность при любых обстоятельствах, пожалуй, и есть золотые правила каждой локомотивной бригады. Наши герои помнят их всегда: и когда принимают электровоз, и когда находятся в пути. Кроме этого, по их словам, важна грамотность локомотивной бригады. Чётко знать все инструкции, профиль пути, держать в уме массу цифр, норм и правил должен каждый локомотивщик. Но это совсем не просто, особенно для новичка. По-этому в бригаде нужна помощь и поддержка товарища. Или, по-другому, совместимость машиниста и помощника. Наши герои работают в паре почти год и отмечают, что взаимопонимание – очень важный момент работы. И когда приходится ехать с другим напарником, уже чувствуют себя неуютно. Хорошо, что такое бывает нечасто.

Валерий Геннадьевич уже 23 года работает на железнодорожном транспорте, больше десяти из них – за правым крылом электровоза. За это время он узнал все секреты профессии и сейчас делится ими с молодёжью. Кстати, Александр уже подтверждает это. Следующая ступенька его карьеры – должность машиниста. Отъездив почти год помощником, Александр до сих пор помнит, как начинал работать. Признаётся, что самое сложное было приспособиться к графику, а сейчас такой ритм жизни воспринимает как само собой разумеющееся. Уже привык к неустойчивому сигналу на телефоне, явкам в любое время суток и сновидениям, где в центре событий – локомотив и убегающий вдаль рельсовый путь.

Незаметно наша беседа подошла к концу: электропоезд подъехал к Кунгуру, и мы попрощались. После сдачи маршрута наша бригада отправляется домой отдыхать, ведь завтра ночью им снова в путь.


Прямая речь

Валентин Гапанович,

старший вице-президент ОАО «РЖД»: 

– Как бывший машинист, прекрасно знаю, что достаточно трудно найти дефект бандажа. Локомотивная бригада действовала профессионально в этой ситуации и тем самым предотвратила серьёзное поражение. Причина разрыва бандажа – некачественное литьё. Подвели украинские производители.

Виктор Калашников, 

дежурный по подменному пункту станции Кунгур: 

– Это произошло как раз в мою смену. И пожалуй, за 20 лет работы в моей практике таких случаев ни разу не было. Бывали ослабления бандажа, но они не так опасны, потому что этот процесс идёт постепенно. Его легче выявить и поправить. А тут всё происходит мгновенно. 


Кстати

Машинист электровоза Валерий Щукин и помощник машиниста Александр Афанасьев за бдительность, проявленную при исполнении должностных обязанностей, своевременные оперативные действия по предупреждению угрозы безопасности движения поездов были награждены ценным подарком начальника дороги. Это было 31 августа, на совещании локомотивных бригад в эксплуатационном локомотивном депо Екатеринбург-сортировочный.


Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31