24 января 2021 05:39

24 января 2021 05:39

Судьба человека

Общая слава стальных магистралей страны складывается из достижений каждого железнодорожника

Олег Андреевич Войнов свою трудовую жизнь посвятил обеспечению безопасности движения поездов через мостовые переправы на полигоне СвЖД.


13 октября Олег Андреевич отмечает свой 90-й день рождения! Отличительные черты этого замечательного человека – грамотность, начитанность, очень тонкий юмор, самоирония и великолепная память: он может воспроизвести мельчайшие детали из своей жизни.


Детство. Отрочество. 

Юность.

– Родился я в Челябинске, семья переехала в Свердловск, когда был ещё совсем маленький, – рассказывает Олег Андреевич.

Его отец Андрей Иванович получил образование благодаря железной дороге. Дед Иван был переездным сторожем, и за это имел льготу – всех детей полагалось учить за казённый счёт. Получается, что наш герой пошёл по стопам деда, отец был специалистом по котлам и турбинам.

– Принёс я как-то раз из школы тройку по русскому языку, – улыбаясь, рассказывает Олег Андреевич. – Батя рассвирепел и дал мне «Записки охотника» – чтобы всё переписал. Больше я ошибок не делал. Отец и Тургенев научили меня грамоте, за что я им благодарен.

7 августа 1940 года через военкомат его «постригли», как выражается наш герой, в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. Учился долго, потому что часто отвлекали на работы. Например, почти год вместо учёбы точили снаряды на оборонном заводе.

– Строем поставили и повели, а через год так же, строем обратно в институт, – вспоминает военное время наш герой. – Кроме того были выходы в военные лагеря, ну и вместо отпуска, как полагается, колхоз. Мы были очень довольны, когда туда отправляли. Хоть картошки наедались досыта.

– В апреле 1948 года окончил институт. Был распределён на родную Свердловскую магистраль, – говорит Олег Андреевич. – Тогда это самая голодная дорога была. Никто не хотел сюда ехать, поэтому меня и отправили домой.

Работа

С 1948 по 1982 годы – 35 лет отработал Олег Андреевич Войнов на Свердловской железной дороге.

Сначала был бригадиром Свердловск-пассажирской дистанции пути. Потом перевели в управление дороги инженером мостообследовательской бригады. Позже назначили старшим инженером, а в 1951-м – начальником бригады. В 1952 году бригады по всей сети переименовали в мостоиспытательные станции. С тех пор Олег Андреевич был первым и бессменным руководителем коллектива, который занимался обследованием и испытанием искусственных сооружений по всей дороге.

– Работа станций началась в 1961 году после двухмесячных курсов, на которые собрали всех начальников мостостанций страны, их тогда было около тысячи, – рассказывает Олег Андреевич.

Удалось выработать общие принципы работы станций, найти выходы из многих ситуаций, но одна большая проблема осталась. Что такое испытание моста? Это значит, его надо загрузить, например двумя локомотивами и вагонами, в зависимости от величины пролёта, снять показания приборов. Затем разгрузить, и так несколько раз. По времени необходимо «окно» примерно на полчаса. А на главном ходу интервал между поездами – 6–8 минут. Никто никогда такого «окна» не даст. Как быть? Пришлось выдумывать.

– Освоили мы осциллограф, который позволял производить замеры под проходящим поездом сразу в нескольких точках, – заметно оживляется в этом месте разговора наш герой. – Но в лабораторных условиях это одно, а на практике, когда температура меняется, вибрация и так далее, всё гораздо сложнее. Датчики постоянно выходили из электрического равновесия, и перед каждым проходом поезда их все надо было по-новому настраивать. В то время у нас на станции работал мастер-левша – Геннадий Чепов, который разбирался в электронике. Он сконструировал схему для дистанционной настройки датчиков. И работа пошла совсем по-другому. Потом это изобретение распространилось по всей сети.

В 1972 году в Каменске-Уральском проводилась сетевая школа передового опыта работы мосто-станций. На ней рассматривали методику, разработанную коллективом Олега Андреевича. По этому поводу его даже попросили написать книгу.

– По технической части проблем не было, но с предисловием, которое обязательно должно было связывать наш метод с решениями партии и правительства, у меня не получалось, – вспоминает ветеран. – Попросил одного знакомого писателя, и он мне помог. Книга вышла. Школу эту у нас проводил заместитель министра. Он и вручил мне знак «Почётного железнодорожника».

Надо отметить, что у Олега Андреевича много поощрений и наград, но больше всего он ценит эту, заработанную тяжёлым многолетним трудом. 

– В 1978 году на железно-дорожном мосту в Пушкино произошла крупная авария, которая стала трагедией для огромного количества людей, – до сих пор с дрожью в голосе вспоминает Олег Андреевич. – У нас за все годы моей работы ничего подобного на мостах не было, потому что мы всегда опережали возможные негативные варианты развития событий. Главное – чётко выполняли всю технологию обследования мостов и требовали принятия соответствующих мер.

Олег Андреевич отмечает, что к чести руководства Свердловской магистрали реакция на заключения коллектива мостостанции всегда была адекватной и своевременной. Были случаи, когда новые мосты не принимались в эксплуатацию у строителей. Именно на основании данных, представленных принципиальным Олегом Войновым. В такой обстановке, казалось бы, требовалось строго и внимательно следить за состоянием сооружений. Насколько это трудно, можно судить по условиям, в которых приходилось работать. Для обследования верхнего пояса сооружений необходимо быть акробатом – подниматься на большую высоту опасно, особенно в плохую погоду. А по Обскому мосту в Сургуте и в хорошую погоду пройти зимой непросто – ветер продувает насквозь. Бывали случаи, когда к концу прохода по мосту замерзали бутерброды, укутанные под бушлатом!

Внутреннее напряжение и суровые условия труда отразились на здоровье Олега Андреевича.

– В 1962 году мой вес был 75 кг, а на пенсию вышел с весом в 43 кг. Всё из-за того, что каждая неделя командировки убавляла вес на 1–1,5 кг. Кроме того, я ещё и стал жертвой врачебной ошибки, – с лёгкой иронией рассказывает ветеран. – Тридцатого декабря 1964 года из управления дороги на скорой меня отправили в больницу. Там месяц лечили, но не могли поставить диагноз. Я чувствую, что здоров, ничего не болит. Первого февраля 1965 года хотели выписать, я поднялся, и мне стало плохо. Позже выяснилось – это была немая язва. После лечения вес стал снижаться. А в последний рабочий год на больничном пробыл сто дней. Понял, что больше не могу. Трудовая эпопея закончилась
в командировке, на обследовании линии Баженово – Асбест.


Пенсия

На пенсию Олег Андреевич вышел в 60 лет. Коллеги и друзья по-прежнему общаются с ним, помогают, поддерживают. Но основная его опора – супруга Роза Петровна, с которой они познакомились в 1949 году, а поженились в сентябре 1963 года. Так что у них уже идёт 50-й, золотой год совместной жизни! Со всех сторон этот год для нашего героя юбилейный, как и для Российских железных дорог в целом. И совпадение это, видимо, не случайное!


Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31