15 мая 2021 23:44

15 мая 2021 23:44

Импульс для новых открытий

Международный форум «ТрансЖАТ» является предвестником внедрения инноваций на железных дорогах

Александр Горбань,

начальник службы автоматики и телемеханики Свердловской дирекции инфраструктуры


В начале октября делегация Свердловской магистрали побывала в Ростове-на-Дону на шестой международной научно-практической конференции и выставке «ТрансЖАТ-2012». В число делегатов вошли и восемь начальников дистанций СЦБ – Свердловск-сортировочной, Пермской, Березниковской, Верещагинской, Серовской, Сургутской, Ишимской и Тюменской. Руководители имели возможность познакомиться с самыми последними техническими решениями и разработками и ещё раз утвердиться в мысли: перевооружение отрасли не должно отставать от достижений науки.


– Александр Васильевич, какова цель конференции?

– Впервые выставка «ТрансЖАТ» состоялась в 2004 году в Санкт-Петербурге и с тех пор проводится каждые два года. За это время она успела занять свою нишу в ряду признанных отраслевых форумов. На мой взгляд, мероприятие придаёт развитию техники дополнительный импульс. Мы, эксплуатационники, знакомимся с новинками технических средств автоматики и телемеханики. Научное сообщество встречается, чтобы поделиться опытом. В режиме открытого диалога мы можем обсуждать перспективы развития устройств, способы повышения их качества.

На выставке была представлена вся передовая техника и современные технологии, в том числе устройства безопасности, а также системы диагностики и мониторинга.

– Кто был приглашён на международный форум?

– В работе выставки этого года приняли участие представители Министерства транспорта РФ, руководители железных дорог, служб СЦБ, начальники дистанций, специалисты образовательных учреждений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских компаний, российские и зарубежные разработчики.

С каждым годом состав участников расширяется – за счёт привлечения сторонних проектных и производственных организаций. Если в первых выставках участвовало 20 научных предприятий, сейчас их уже порядка 50! В их числе – компании из Германии, Канады, Швеции, Франции, Чехии, Словакии и стран ближнего зарубежья.

В состав делегации от Свердловской магистрали мы намеренно включили восемь начальников дистанций СЦБ – молодых руководителей и передовиков производства. Именно им было крайне полезно познакомиться с перспективами развития техники для железной дороги.

– Подведите итоги выставки. За какими направлениями работы будущее и на какую волну предстоит настраиваться хозяйствам автоматики и телемеханики в перспективе?

– В этом году большое внимание было уделено микропроцессорным системам централизации разных видов. Внедрение МПЦ – это наше главное направление работы на ближайшие годы. На сегодня на Свердловской железной дороге из 400 станций лишь 22 оснащены микропроцессорными системами. К сожалению, эксплуатируется ещё слишком много устаревшего оборудования. Посудите сами: в век современных технологий на Полевском направлении применяются устройства с ручными стрелками и замыкателями, которые были выпущены в 1950-е годы, а разработаны в 1930-е. А ведь при современных системах есть возможность установить аналог электрической централизации – всего один промышленный компьютер на пять станций. Он позволит высвободить с каждой станции по 15 человек!

Кроме того, во время конференции заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры по технической политике и развитию Николай Балуев поставил задачу полностью оснастить системами диагностики оборудование СЦБ в ближайшие пять лет.

– Какие свежие тенденции развития отрасли, что называется, ещё только витают в воздухе?

– Всё чаще приходится слышать об управлении устройств СЦБ с применением радиоканала. Все знают: сейчас мы, эсцебисты, активно используем кабель. Но недавно появилась альтернатива автоматической блокировке – радиоблокировка. И, учитывая уровень развития технологий, это больше не фантастические планы, а реальность! Уже скоро начнётся распространение нового способа управления устройств СЦБ по сети дорог. Со временем дойдёт новшество и до Свердловской
дороги...

Центром экспозиции выставки «ТрансЖАТ-2012» был стенд мирового лидера в области разработок для хозяйств автоматики и телемеханики – ОАО «Бомбардье Транспортейшн». На нём была представлена инновационная система интервального регулирования движения поездов на основе радиоканала СИРДП-Е. Система позволяет отказаться от традиционных устройств диспетчерской централизации в пользу концепции подвижных блок-участков.

– Проводились ли в рамках конференции совещания для эксплуатационников?

– На одном из совещаний организаторы собрали действующих начальников служб автоматики и телемеханики с бывшими руководителями, которые сейчас на заслуженном отдыхе. Одним из вопросов для обсуждения стала тема ремонтных баз в дистанциях. У всех хозяйств на железных дорогах ремонтные блоки выделены, а у эсцебистов ремонтная составляющая отсутствует. На Октябрьской железной дороге уже несколько лет работает ремонтная дистанция СЦБ. Возможно, их опыт окажется полезен другим дорогам. По итогам совещания был создан координационный совет ветеранов хозяйства автоматики и телемеханики.

– Александр Васильевич, вы участвовали в выставке не в первый раз. Есть ли у неё практическое применение? Экспонаты, которые когда-то были здесь презентованы, получали впоследствии широкое распространение на железных дорогах?

– Конечно, ведь «ТрансЖАТ» – это предвестник изменений, которые грядут на сети железных дорог. Когда-то микропроцессорные системы централизации были опытными образцами, представленными в рамках конференции. Сейчас системы МПЦ активно внедряются и приносят много пользы.

Задачи развития железнодорожной отрасли невозможно решить без разработки и внедрения инновационных технологий. Их применение не только улучшает качество управления, но и увеличивает эффективность экономической деятельности.


Прямая речь

Сергей Комиссаров,

начальник Свердловск-сортировочной дистанции СЦБ:

На выставке «ТрансЖАТ-2012» разработчики из Санкт-Петербурга (ООО «Компьютерные информационные технологии») представили систему технической диагностики и мониторинга, благодаря которой можно дистанционно снимать параметры сигнальных точек автоблокировки. Иногда, чтобы понять причину поломки, электромеханику приходится ехать за несколько десятков километров. Новая система позволит, не выходя из кабинета, например от диспетчера дистанции, узнать технические параметры, заранее спрогнозировать причину отказа и дать рекомендации по его устранению.

Ещё один любопытный экспонат – дроссель-трансформатор. В период нарастания тяжеловесного движения существующие устройства перестали удовлетворять потребности железных дорог. На выставке представлены трансформаторы новых образцов, способные пропускать тяжеловесные поезда. К тому же они не нуждаются в обслуживании. Ещё одна актуальная для дистанций СЦБ проблема – хищения медьсодержащих элементов. Обновлённые трансформаторы являются ещё и антивандальными.

Широкое распространение на сети дорог может получить продукция Саранского кабельного завода. Предприятие предлагает негорючие кабели, а также кабели с цветной расцветкой скрученных жил. При порывах починить их значительно проще, чем бесцветные.

Некоторые новинки пока ещё не доведены до совершенства и вряд ли могут окупиться, но хороши как идеи. Например, мне запомнились разработка так называемого ветро-солнечного модуля. Мобильный комплекс включает ветрогенератор и солнечную батарею и может быть применим там, куда невыгодно тянуть линию электроснабжения.

Также мне понравилось устройство для неохраняемого переезда, рассчитанное на нарушителей правил дорожного движения. Когда водитель при закрытой сигнализации выезжает на переезд, на переднее правое колесо его машины брызгает красная краска. На мой взгляд, это хороший способ отучить водителей нарушать правила пересечения железной дороги.

Не обошла выставка и вопрос доставки электромехаников к месту работ. К примеру, большой популярностью у участников пользовался один из экспонатов – двухместный вертолёт электромеханика, который сделан по заказу Октябрьской железной дороги. Кроме того, были представлены и образцы автомобилей на комбинированном ходу.



Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31