22 января 2021 08:37

22 января 2021 08:37

Творить добро

Стать экономистом его вынудили жизненные обстоятельства

Анатолий Васильевич Пермяков – почётный железнодорожник, кандидат экономических наук, 43 года посвятил железной дороге. С легендарной личностью встретился корреспондент «Уральской магистрали».


Дорога в экономику

Родился Анатолий Пермяков в 1941 году в Монголии.

– Отец и мама работали на строительстве автомобильной дороги в сторону Халхин-Гола, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Там они встретились, появился я. Потом их перевели на Кубань, а затем в Грузию, на Южно-Аджарское шоссе. Там я и вырос. Окончил семь классов, поступил в Кутаисский автомеханический техникум на факультет технологии инструментального производства, случайно, – улыбается Анатолий Васильевич.

После техникума юноша решил продолжить обучение в Москве. Три дня жил на вокзале, определяясь с вузом. Добрые люди подсказали, что рядом есть Московский институт инженеров транспорта и там дают комнату в общежитии, тогда это было определяющее условие для молодого абитуриента. После решения вопроса с проживанием выяснилось, что из множества интересных вариантов из-за проблем со зрением была открыта дорога только в экономисты.

– С техникума я терпеть не мог уроки экономики: казалось, такая ерунда, – рассказывает кандидат экономических наук. – А куда было деваться? Подумал и остался. Мне повезло, преподаватели у нас были мудрые, они зажгли во мне искру!

На первой же лекции студент Пермяков уяснил, что экономист – это не бухгалтер, не счетовод, а организатор производства в целом. Такой подход увлёк Анатолия Васильевича.

– Мы были не просто экономисты, а инженеры-экономисты, – подчёркивает мой собеседник. – Изучали теоретическую механику, электротехнику, детали машин, сопромат, теплотехнику, теорию вероятности, статистику. А математический курс был просто колоссальный!


Экономика в дороге

После окончания института молодого специалиста направили в Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 19 июля 1967 года Анатолий Васильевич приступил к работе стажёром-исследователем, затем был старшим инженером, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией. За это время он хорошо изучил экономику локомотивного, вагонного хозяйств, отделения дороги. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Наработано было многое, поэтому, когда начальник СвЖД Виктор Скворцов предложил перейти на работу в управление дороги, Анатолий Пермяков был готов к смене деятельности.

– 12 апреля 1988 года приступил к работе в должности главного экономиста дороги, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Это было время активной перестройки, нужно было многое менять.

В управлении дороги Анатолий Васильевич проработал 17 лет вплоть до выхода на пенсию. Все эти годы были очень насыщенными и запоминающимися. Период зарождения рыночной экономики. Никто не знал, что это такое, по-этому было интересно. Затем произошёл обвал производства. И тут надо было придумывать, как выживать. Доходило до того, что в подсобном хозяйстве держали животных для обеспечения работников продуктами питания.

– В это время нам было дано право самим разрабатывать тарифы на перевозки в пределах дороги, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Пришлось осваивать политику гибких тарифов. Заключались даже межотраслевые соглашения: шахты Кузбасса – металлурги Нижнего Тагила – железные дороги. В этой ситуации экономистам было интересно работать. Скажем, в 2002 году темпы роста основных показателей на дороге были выше, чем в целом по сети. Удовлетворение от проделанной работы – колоссальное!

Время было такое, что на дорогах постоянно случались перемены. Экономисты сети обязательно раз в год собирались, осмысливали происходящее, вырабатывали рекомендации, которые ложились в основу стратегических документов.

– Мы все чувствовали, что не просто работаем, а созидаем, – воодушевлённо говорит Анатолий Васильевич. – В творческом процессе находилась вся служба, по ночам сидели, искали решения проблем. Когда объёмы наполовину упали – что делать? Назревала очень серьёзная ситуация с локомотивными бригадами. Тяжелое было время, но мы находили варианты, и в итоге всё получилось – прошли кризис!

Выйдя на пенсию, Анатолий Васильевич принял приглашение поработать начальником экономического отдела Ямальской железнодорожной компании. Там ему надо было начинать всё с нуля, и это опять, по мнению нашего героя, было очень интересно.

– Мы поставили экономический и управленческий учёт, сформулировали задание для ВНИИЖТа на разработку системы тарифов, запустили программу обработки маршрута машиниста, заработала эксплуатационная статистика. А главное, – говорит  Анатолий Васильевич, – мне удалось собрать там молодых очень способных специалистов. От проделанной работы получил большое удовольствие. Но трудиться на Севере тяжело, поэтому больше полутора лет не выдержал.

Пенсионная экономика

Анатолий Васильевич продолжает работать дома – создаёт компьютерные программы.

– А чем ещё заниматься на пенсии, – удивляется ветеран. – Я увлекаюсь программированием и люблю путешествовать с семьёй на автомобиле. В Уренгой съездили несколько раз. После Сургута по всей дороге ни кустика, ни птички, ни одной живой души, ни одной машины. Потрясающе! Кроме того ездили своим ходом в Анапу, Ленинград, Выборг, Аркаим. Автотуризм – это моя страсть. Правда, сейчас из-за проблем со зрением лето проходит не очень продуктивно. А задумки-то большие – очень хочется на Алтай и на Байкал ещё съездить.

Анатолия Васильевича лишь условно можно считать пенсионером, потому что особо ничего в его жизни не изменилось. Во-первых, к нему по-прежнему обращаются за помощью, и он никому не отказывает. Во-вторых, работая дома программистом, он весь день в делах, но сам планирует своё время – свобода!


Мораль

– Каждое последующее поколение лучше предыдущего, – убеждён Анатолий Васильевич. – То, что мы делали в 50 лет, они могут сделать сегодня в 30–40. Поэтому молодым желаю не останавливаться на достигнутом, надо продолжать учиться, искать и к чему-то стремиться. И если они это поймут, значит, у них всё получится.

– Я часто думаю над высказыванием «Бог создал человека по своему образу и подобию», – продолжает мой собеседник. – Что это значит? Он такой же – с ушами и так далее? Нет, он творец, а значит, мы по его подобию должны созидать. Поэтому предназначение человека – творить добро!


Прямая речь

Галина Иволгина,

первый заместитель начальника экономической службы Свердловской магистрали:

– Анатолий Васильевич никогда  не принимал скоропалительных решений, аргументируя это тем, что в конечном итоге работа экономиста отражается на сотрудниках и производственных показателях. Его взвешенность, трезвый подход много хорошего привнесли в работу экономической службы. Он своим умением общаться и чётко донести мысль до любого уровня слушателя помогал внедрению передовых идей и при этом сочетал новаторство со старыми испытанными методами работы. Ему удалось создать костяк коллектива в финансово-экономическом блоке, что позволило пережить трудные времена. Сейчас на дороге возникает очень много вопросов по координации и взаимодействию между филиалами, и нам не хватает его помощи.

Анатолий Васильевич любит что-нибудь творить. Когда тратится много времени на какой-то процесс, он придумает, как это облегчить, например, сам написал компьютерную программу для того, чтобы автоматизировать справки. В Ямальской железнодорожной компании он разработал систему учёта затрат с нуля, а потом систему анализа этих затрат в увязке с показателями эксплуатационной работы. И теперь ЯЖДК участвует в самых крупных региональных и федеральных проектах по строительству железных дорог на Севере.

Он человек, каких очень мало в мире!



Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31