28 февраля 2021 06:13

28 февраля 2021 06:13

Мастера печатных дел

Работник типографии должен быть внимательным, оперативным и смекалистым

В отдел печати Дорожного центра научно-технической информации и библиотек СвЖД мы намеренно отправились задолго до новогодних праздников. Но оказалось, что и в октябре в типографии полно работы. Посудите сами: за год здесь печатают десятки миллионов бланков, сотни тысяч буклетов и открыток, а также несчётное количество книг, брошюр и баннеров. Но и это ещё не всё. Все этапы создания печатной продукции работники типографии охотно продемонстрировали корреспондентам «УМ».


Переход на полноцвет

Рождение любого издания – процесс весьма загадочный. Само расположение типографии (на цокольном этаже здания управления СвЖД) настраивает на увлекательную экскурсию. Приоткрыть завесу над профессиональной тайной печатников нам помогает заместитель начальника Дорожного центра научно-технической информации и библиотек Александр Пономарёв. В его компании отправляемся по цехам. Повсюду нас сопровождает запах свеженапечатанных страниц. А в глаза бросается изобилие чистой бумаги: основной расходный материал типографии заполняет здесь все свободные уголки.

– Раньше на месте отдела печати размещался один из цехов «Полиграфиста» – он и обслуживал Свердловскую железную дорогу, – рассказывает Александр Вадимович. – Но в 1996 году было принято решение создать собственную дорожную типографию. С тех пор вся печатная продукция для Свердловской магистрали издаётся здесь. В истории отдела было несколько ключевых моментов. Например, в 2005 году в типографии появилось оборудование для полноцветной печати. Рынок и развитие железной дороги требовали перехода на полноцвет. Тогда же мы приобрели устройство для широкоформатной печати, которое позволило выпускать плакаты, вывески и баннеры. 

Сегодня отдел печати ДЦНТИБ –
 это типография полного цикла: от идеи до воплощения, от создания макета до полной реализации. Над этим здесь трудится 19 человек.


Эксклюзив в формате 3D

…Заходим в кабинет дизайнеров. Именно здесь, в сердце типографии, рождаются замыслы и концепции будущих открыток, книг или брошюр. Подготовкой материалов к печати занимаются Анастасия Болотина и Елена Иванова. В кабинете шумно. Монотонно гудит машина. На неё, кстати, приходится основной объём цветной печати: за месяц она производит порядка 65 тысяч страниц.

– В 2008 году мы значительно расширили творческие возможности дизайнеров: приобрели планшетный плоттер, который позволил выпускать продукцию необычных форм, выполнять фигурную вырезку, – говорит Александр. – Тогда типография начала изготавливать составные открытки с окошечками. Одну из них, например, мы делали к 23 февраля для президента компании.

Александр Вадимович с гордостью демонстрирует ещё одну открытку: в фигурных резных деталях можно с лёгкостью различить значимые объекты Екатеринбурга: стелу Европа – Азия, Дорожный центр управления движением, Храм-на-Крови, цирк… Открытие участка трафаретной печати позволило дизайнерам вплотную заняться представительской продукцией, освоить персонализацию. Благодаря шелкографии стала возможной печать на любом материале – на бумагах разного сорта, на текстиле, пластике, коже, стекле и металле.

– Теперь мы с уверенностью можем делать подарки VIP-уровня. Это не какие-то стандартные открытки, а индивидуальные, оригинальные и эксклюзивные, – добавляет заместитель начальника ДЦНТИБ. – Людям уже давно надоело получать те же открытки, что они сами отправляют партнёрам. Каждая крупная компания стремится выделиться. Свердловская дорога – не исключение. На выставках представительская продукция магистрали должна привлекать внимание и запоминаться. Мы стараемся следовать этому правилу.

Как раз сейчас дизайнеры колдуют над очередной новинкой. К новому году в типографии готовится необычный буклет о Свердловской магистрали: в нём будут размещены объёмные картинки в формате 3D. Для просмотра издания понадобятся специальные очки, они будут прилагаться к каждому экземпляру.


Особенности бумаги

Пока дизайнеры готовят материалы к печати, в другом цехе на специальном станке Алексей Константинов нарезает бумагу. Оборудование, которым он пользуется, аж 1967 года выпуска. Можно сказать, раритет!

– Из больших рулонов весом по 400 килограммов необходимо нарезать листы. Для этого рулон закатывается в цех, разматывается, натягивается, после чего режется на нужные форматы, – рассказывает он.

Готовые листы поступают на печать. На первый взгляд кажется, что все они одинаковые. На самом же деле даже к ним нужен индивидуальный подход.

– Чтобы работать в типографии, важно быть внимательным, оперативным и иметь смекалку, – уверен Пономарёв. – Необходимо правильно применять технологии, подстраиваться под условия. К примеру, если бумага перележала и высохла, печать не будет ровной. Специалист должен уметь разглядеть это и не забыть увлажнить бумагу.


Машина – живой организм

Основной объём продукции дорожной типографии – это бланки: путевые листы, материалы нестрогой отчётности для всех хозяйств. Они нужны, чтобы дорога чётко функцио-нировала. Останавливаемся возле устройства, которое их «выдаёт». На офсетной машине печатается журнал трёхступенчатого контроля. За оборудованием следит один из сотрудников типографии Виктор Кочнев.

– Любой технике нужно внимание человека, – считает он. – В процессе может кончиться краска или бумага, заполниться лоток с готовыми листами. Печатная машина – это живой организм, который требует своевременного ухода.

Для брюшюр и книг, у которых на каждой странице разные данные, в типографии есть особая техника. Она осваивает небольшие тиражи. Как раз на ней печатают приказы начальника дороги.

…В другой комнате типографии наше внимание привлекает машина, которая старательно наносит краску на будущий баннер. Долго находиться здесь невозможно из-за неприятного запаха. Сольвент-ная краска создана специально для улицы: не выгорает на солнце и не размокает под дождём. При этом нисколько не уступает интерьерной печати. На таком оборудовании «рождаются» рекламные растяжки, плакаты для выставок или карты Свердловской железной дороги.


Здесь наводят лоск

Печать выполнена, и теперь в цехе постпечатной обработки продукцию доводят до ума переплётчики. Нина Малюгина подаёт стопку листов в термоклеевую машину. Под воздействием температуры в 175 градусов разрозненные листы объединяются с помощью мягкого переплёта. Но для брошюр такой способ не подойдёт. Их лучше скреплять скобами. Брошюровкой занимается уже другая сотрудница – Анна Чеснокова. Впрочем, все работы в типографии принято чередовать.

– Я сейчас, например, выбраковываю листы. Отбираю белые, мятые или непропечатанные, – говорит Надежда Ошаева. – Чтобы не стать роботами, которые механически выполняют свой труд, мы меняемся. Каждый из сотрудников типографии незаменим в команде и вносит свой вклад в общее дело.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28