21 января 2021 20:32

21 января 2021 20:32

Определить на глаз

Расшифровка дефектограмм требует неослабевающего внимания

Человек, занимающийся диагностикой рельсового хозяйства, чем-то похож на врача. Он тоже заботится о здоровье пациента, если этим словом можно назвать путь. Наиболее ответственная работа у операторов по расшифровке диаграмм. Они обрабатывают информацию, полученную за весь день с регистраторов тележек, делают выводы о наличии неисправностей, при необходимости проводят вторичный контроль участка.


Профессия эта штучная. Обычно в дистанциях пути в этой должности работает три человека. В основном такие опытные специалисты, как Наталья Ибрагимова. Прежде чем стать расшифровщиком, она около 20 лет провела «в поле» – на путях и перегонах в зоне обслуживания Свердловск-пассажирской дистанции пути.

– Если операторы тележек во многом – уши путевого хозяйства, то мы – глаза, – считает Наталья Дмитриевна. – Они определяют изломы, трещины, сколы и прочие дефекты, не только осматривая рельсы, но и вслушиваясь в шумы, определяя тональность звука. Мы же обнаруживаем их, глядя в монитор.

Как говорит моя собеседница, бывает, что оператор-дефектоскопист по какой-то причине не нашёл неисправность. Задача расшифровщика – выявить её, основываясь на данных регистратора. Ошибок в работе Натальи Ибрагимовой быть не должно. Каждый месяц она определяет три-четыре подобных дефекта. Так, по итогам прошлого года расшифровщик нашла 39.

– Работа на линии – занятие интересное и творческое, но сложное, – отмечает расшифровщик. – Приходится трудиться при любой погоде на оживлённых ветках, по которым поезда идут друг за другом. То и дело снимаешь тележку с рельсов. А весит она со всей экипировкой более ста килограммов. Словом, не женская это профессия. На новом месте гораздо интересней. Хотя ответственности тут больше. Если оператор тележки отвечает только за свой участок, то на моих плечах – пять таких участков.

Тем не менее, с «полем» наша героиня не рассталась. Она часто выезжает на линию и проводит вторичный контроль с помощью портативных Авикон-2 и РДМ-33.

По стопам Натальи Дмитриевны пошёл её сын Ринат. Он работает оператором дефекто-скопной тележки в Свердловск-пассажирской дистанции пути.  

– Раньше данные не записывались, операторов-расшифровщиков не было, – подытоживает Наталья Ибрагимова. – С появлением регистраторов стали больше находить неисправностей. Не перестаю удивляться тому, как быстро развивается техника. Думаю, лет через 10–20 на смену со-временным «умным» приборам придёт принципиально новая аппаратура. Даже представить не могу: каких высот тогда достигнет диагностика пути. Поживём – увидим! 

Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31