17 января 2021 06:03

17 января 2021 06:03

Сохранять, развивать и тиражировать

У железнодорожников появилась мотивация для распространения передовых технологий

Татьяна Чернышёва,

начальник 

Дорожного центра научно-технической информации и библиотек


Уинстон Черчилль утверждал: кто владеет информацией, тот владеет миром. Эта фраза с каждым днём приобретает всё большую актуальность. Но чтобы в нужные руки попали верные сведения, нужна чёткая система их сбора, обработки и распространения. Богатый опыт информационного обслуживания работников накоплен на Свердловской магистрали.


Широкий спектр

– Татьяна Валерьевна, в ноябре отмечается 80-летие со дня образования системы научно-технической информации на железнодорожном транспорте. Расскажите, что представляет собой эта система на Свердловской дороге?

– В рамках структурной реформы в 2010 году к нашему центру были присоединены Дорожная научно-техническая библиотека, 23 опорные и линейные библиотеки, семь кабинетов технической информации, а также пять региональных музеев. Ранее в состав ДЦНТИ вошла типография, которая теперь именуется отделом печати, и Дорож-ный музей истории, науки и техники. То есть теперь мы курируем широкий спектр деятельности.

– Основная задача центра – тиражировать доступную информацию среди сотрудников?

– Не только. Наша миссия в том, чтобы сохранять и развивать ресурсы и содействовать их эффективному использованию. Мы комплектуем единый справочный фонд по железнодорожной тематике, предоставляем информационное сопровождение мероприятий по научно-технической пропаганде, издаём печатную продукцию. Работники центра обеспечивают сведениями руководителей и специалистов СвЖД и филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах дороги.

– Каково назначение информации, которую вы предоставляете?

– Очень часто она нужна руководителям для выработки производственных решений, для совершенствования структуры управления, для внедрения на предприятиях наиболее эффективных разработок и передового опыта, а также для повышения производительности труда, уровня безопасности движения поездов, решения социальных вопросов… Перечислять можно долго.

– Каким образом данные попадают к адресатам?

– Мы проводим ежемесячные дни информации и дни специалиста, готовим до 600 подборок и реферативных обзоров за год, выдаём их по разовым и тематическим запросам, которые поступают с магистралей сети и ближнего зарубежья.

Взаимодействие наших библиотек и кабинетов технической информации с филиалами, ДЗО и дирекциями центрального подчинения выстраивается на основании регламента информационного сопровождения технологических процессов. Между дорогой, филиалами и ДЗО подписаны соглашения о сотрудничестве в области единой научно-технической политики. И это существенно расширяет круг пользователей, позволяет оперативно доводить материалы до специалистов дороги на их рабочих местах, в том числе и в линейных подразделениях.


Главный портал

– Существует ли на Свердловской дороге единый ресурс, где информация структурирована? 

– Такой ресурс – веб-сайт ДЦНТИБ, который находится в сети ОАО «РЖД» по адресу http://scntib.svrw.oao.rzd. Здесь размещены перечни продукции центра: брошюры, тематические подборки, реферативные обзоры, издания, каталог видеофильмов, ролики по охране труда и безопасности движения. Кроме того, ресурс включает электронные варианты таких брошюр, как «Свердловская магистраль: цифры и факты», «Ринг идей» и других. На сайте в полнотекстовой форме с иллюстрациями и графическими приложениями доступны и информационные листки о достижениях Свердловской железной дороги.

– Кстати, на нашей дороге внедрению новшеств уделяется большое внимание. Существенный вклад в распространение передового опыта вносит Дорожный центр научно-технической информации и библиотек. Как выстроена работа по тиражированию передовых разработок на линии?

– Нашими специалистами отработана система отбора, анализа и распространения достижений и перспективных технологий. На её основе составляется раздел дорожного плана по внедрению разработок.

К ежегодному слёту рационализаторов «Ринг идей», который организует служба технической политики СвЖД, ДЦНТИБ готовит видеоролики, проспекты и буклеты по лучшим рацпредложениям, а также устраивает техническую выставку. Большую подготовительную работу к «Рингу идей» проделывают сотрудники кабинетов технической информации.

На наиболее интересные рацпредложения мы оформляем информационные карты и листки. Они включаются в отраслевой автоматизированный банк данных, в электронном виде отправляются в кабинеты технической информации и дорожные центры других железных дорог на сети. Кстати, по количеству выпускаемых листков наша магистраль находится в числе первых.

Кроме того, на нас лежит организация и оформление технических выставок при проведении научно-технических советов, школ передового опыта, совещаний, конференций, конкурсов мастерства и других мероприятий дорожного уровня.


Стимул для железнодорожников

– Ещё одна важная функция центра – грамотно показать работу СвЖД на статусных мероприятиях…

– Это так. Результаты нашего труда можно увидеть на многочисленных отраслевых, меж-отраслевых, региональных и даже между-народных выставках, где представлены стенды Свердловской железной дороги. Ежегодно мы участвуем в подготовке стенда для международной выставки промышленности и инноваций «Иннопром», проходящей в Екатеринбурге.

– Татьяна Валерьевна, какие задачи на перспективу стоят перед дорожным центром?

– Мы планируем и далее совершенствовать работу, повышать качество информации, развивать творческую активность специалистов. С 1 октября 2011 года на Свердловской магистрали начало действовать отраслевое положение о мотивации работников, которые занимаются научно-технической информацией. Документ разработан для повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» и усиления заинтересованности железнодорожников в выявлении, обобщении и распространении новшеств и современных технологий.

Пропагандируя лучший передовой опыт Свердловской магистрали и информацию с других дорог холдинга, мы тем самым предоставляем возможность всем подразделениям дороги организовать работу наиболее эффективно, качественно и безопасно.


Справка

Ежегодно на СвЖД в производство внедряется около 1600 технических новшеств, заимствованных из информационных источников. Экономический эффект от их внедрения составляет более 60 млн рублей. Дорога всегда находится на передовых позициях по этим показателям.


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31