27 января 2021 02:56

27 января 2021 02:56

Возможности для экономии

Чёткое соблюдение графика движения поездов значительно снизит объёмы потребления электрической энергии и уменьшит эксплуатационные расходы Свердловской магистрали



Анатолий Козлов,

начальник топливно-энергетического центра


На Свердловской железной дороге на участке Екатеринбург-Сортировочный – Седельниково – Балезино планируется создать полигон сетевого значения по внедрению энергоэффективных технологий вождения тяжеловесных поездов, где также будут отрабатываться способы и технология эффективного применения системы рекуперативного торможения. Полигон планируется организовать в начале нового года – после того как на дорогу поступит первый трёхсекционный локомотив 2ЭС10.


– Анатолий Владимирович, когда впервые появилась идея создания полигона на СвЖД и с чем это связано?

– Впервые речь об этом зашла ещё в прошлом году. Мысль появилась не случайно. Свердловская магистраль расположена на горном профиле, который, в свою очередь, открывает значительные возможности для изучения вопроса повышения энергоэффективности в режимах тяги и рекуперативного торможения. Идея создать «полигон тяжеловесного движения» именно на нашей дороге была предложена руководству ОАО «РЖД» главным инженером дороги Игорем Набойченко – в связи с поступлением электровозов нового поколения серии 2ЭС10, способных водить грузовые поезда весом девять тысяч тонн через Уральский хребет. В настоящий момент мы располагаем 32 такими современными локомотивами. По сравнению с серийным ВЛ11 электровоз 2ЭС10 имеет высокую энергоэффективность, его удельный расход электроэнергии на тягу на 30 % ниже, чем у электровозов серии ВЛ11, а удельный возврат электроэнергии от применения рекуперативного торможения в 2,5 раза выше. За месяц электровозы серии 2ЭС10 возвращают в контактную сеть порядка двух миллионов киловатт-часов электрической энергии.

– Расскажите о подготовке участка дороги, на котором  организуется «полигон тяжеловесного движения», и возможностях, которые откроются для Свердловской железной дороги.

– Прежде отмечу, что в 90-е годы на нашей дороге система рекуперативного торможения была утрачена, поэтому последние пять лет депо Екатеринбургской дирекции по ремонту локомотивов и Екатеринбургский электровозоремонтный завод занимались её восстановлением. Сейчас эта работа близка к завершению.

Создание полигона на нашей дороге курирует старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Существенную помощь оказывает прикладная наука – профессорско-преподавательский состав и специалисты из Омского и Уральского университетов путей сообщения.

Для повышения энергоэффективности перевозочного процесса кроме системы рекуперативного торможения на полигоне мы планируем изучать вождение поездов различными системами и сериями электровозов, применение накопителей электроэнергии, автоматизацию системы распределения электрической энергии между подстанциями в процессе тягового и рекуперативного режимов управления электровозами. Создание полигона – это возможность экспериментировать, выявлять и внедрять новые направления повышения энергоэффективности. Этот опыт научит нас более рачительно использовать существующие возможности. К слову, расходы на электроэнергию по дороге значительные. За один киловатт-час электрической энергии в октябре мы платили по 2 рубля 29 копеек. А таких киловатт-часов СвЖД расходует в год по несколько миллиардов!

На сегодняшний день инфраструктура магистрали готова к организации полигона. Работает система учёта расхода электроэнергии и система поддержания уровня напряжения. Но для того, чтобы водить здесь поезда по девять тысяч тонн, необходимо провести на отдельных участках усиление системы тягового электроснабжения. Окончательное решение об открытии полигона должно быть принято в начале 2013 года, когда на нашу дорогу поступит электровоз 2ЭС10 в трёхсекционном исполнении.

– Каковы объёмы рекуперации на дороге в этом году?

– Постепенно они растут. По итогам 2012 года я прогнозирую возврат электроэнергии в объёме 102 миллиона киловатт-часов – это на 24 % больше, чем в прошлом году. Рост достигнут по нескольким причинам. Во-первых, за счёт появления локомотивов новых серий, во-вторых, благодаря восстановлению схем рекуперации, и в-третьих, за счёт повышения технической подготовки локомотивных бригад,
которые теперь эффективней применяют рекуперативное торможение. Сейчас наша цель – обеспечение пропуска грузовых поездов по графику. Если на Свердловской магистрали они будут следовать без сбоев в расписании, появится возможность увеличить и объёмы рекуперации.

Хороший пример подаёт нам Куйбышевская железная дорога: в год она возвращает до 240 миллионов киловатт-часов электрической энергии. Мы же пока находимся на отметке в 100 миллионов киловатт-часов. Но, думаю, в случае соблюдения графика движения на Свердловской магистрали реально возвращать по 130–140 миллионов киловатт-часов в год. Это значительно снизит объёмы потребления электрической энергии из внешних энергосистем и в конечном итоге уменьшит эксплуатационные расходы дороги.

– Анатолий Владимирович, сформулируйте основную цель, которую должна достичь дорога с помощью организации «полигона тяжеловесного движения».

– В основном мы должны научиться грамотно использовать имеющиеся технические и организационные возможности для повышения эффективности энергопотребления на тягу поездов. Кроме этого, полигон позволит опробовать новые технические решения и технологии. Появится самое главное: возможность на основе научного подхода и технически обоснованных расчётов совершенствовать существующие и внедряемые системы энергоснабжения и энергопотребления. Над этим будет трудиться альянс, в который войдут производственники, технические работники и научное сообщество.

Кроме того, полагаю, что именно на этом полигоне мы будем отрабатывать сквозные нормы энергопотребления, которые ОАО «РЖД» планирует вводить на сети дорог.

Конечно, полигон значительно расширит наши возможности. По-этому, на мой взгляд, работа по исследованию внедряемых на сети дорог энергоэффективных технологий должна вестись на полигоне системно и постоянно.


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31