13 мая 2021 05:13

13 мая 2021 05:13

Двойная польза

Новое устройство позволяет выполнять бережный ремонт за короткое время

В ремонтном локомотивном депо Екатеринбург-сортировочный появилось приспособление для снятия остроконечного наката на гребне колёсной пары. С помощью нового устройства обточку можно выполнять гораздо быстрее, без токарного станка и на любом пункте технического обслуживания локомотивов. 


Над созданием нового приспособления трудились конструкторы и проектировщики центрального проектно-конструкторского бюро. Устройство разрабатывалось в рекордно короткие сроки специально для тяжеловесных локомотивов. Как оказалось, именно они больше остальных страдают от таких дефектов. 

– Само устройство в комплекте с ключом весит около 17 килограммов, поэтому оно довольно мобильно и может легко транспортироваться, – рассказывает ведущий конструктор отдела технологического оборудования центрального проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Владимир Непомящий. – На обточку одного колеса токарю необходимо от 15 до 20 минут, но когда появится навык, то работа пойдёт быстрее. Кроме этого, с его помощью можно снимать уширение бандажа и восстанавливать фаску.

Новое приспособление экономит не только время, но и металл. Если колёсотокарный станок вместе с самим накатом убирает ещё и часть контура колеса, то это устройство обеспечивает более щадящий ремонт, снимает только сам дефект. После него остаётся очень тонкая стружка порядка 0,3 мм. Благодаря этому колёсная пара прослужит гораздо дольше. Вместе с этим устройство имеет довольно простую конструкцию и может быть изготовлено буквально за несколько дней.

– Проект разрабатывался около двух недель, а спустя четыре дня изготовили экспериментальный образец, – рассказывает Владимир Александрович. – Первое испытание проходило в сентябре в ремонтном локомотивном депо Екатеринбург-сортировочный. Действие приспособления опробовали на восьмой колёсной паре самой первой модели электровоза 2ЭС6 – 001.

Опытный образец весил порядка 30 килограммов, поэтому почти сразу его решили модернизировать. Чтобы уменьшить массу, сделали отверстие облегчения, уменьшили держатель резца. В итоге снизились вес, габариты, сделали более удобные крепления.

Три недели назад разработчики презентовали уральским железнодорожникам уже модернизированную модель приспособления. Принцип его работы довольно прост, справиться может любой токарь уже после нескольких тренировок.

– Для начала фиксируем приспособление на рельсе, затем включаем вращение колёсной пары и вращаем рукоятку, тем самым подводим резец к остроконечному накату и снимает его, – объясняет мастер производственного участка управления качеством ремонтного локомотивного депо Екатеринбург-сортировочный Сергей Юренков.

Несмотря на простоту, обточка колёсной пары – почти ювелирная работа. У токаря должна быть очень хорошая координация обоих рук и точный глазомер.

– Чтобы выполнить такую процедуру на колёсотокарном станке, локомотив нужно перегнать в депо, поставить на очередь, снять крышки с буксовых узлов. Зачастую это растягивается на сутки, – рассказывает старший мастер участка производства пункта технического обслуживаниялокомотивов «Запад» Максим Мешков. – Это приспособление позволяет делать обточку на любом пункте технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).

Первым в деле его опробует ПТОЛ «Запад», где от остроконечного наката избавляют все 32 машины 2ЭС10. Сейчас приспособление полностью готово к эксплуатации и может быть тиражировано в любых количествах.


Справка

Остроконечный накат представляет собой наплыв металла на вершине гребня колеса. Особенно часто появляется летом в жаркую и сухую погоду. Эксплуатация с ним очень опасна и недопустима, по-этому повреждённые машины сразу направляют на обточку.


Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31