18 января 2021 11:12

18 января 2021 11:12

Ещё не все спектакли мы сыграли

Народный театр дворца культуры железнодорожников готовит очередную премьеру к своему 95-летию

Спектакль «Странная миссис Сэвидж» в ДКЖ, можно сказать, единственная одноимённая постановка по пьесе Джона Патрика, которую сегодня можно увидеть в Екатеринбурге. Когда-то «монополию» на это произведение американского драматурга держал в городе академический театр драмы. Но потом на Патрика «замахнулся» коллектив народного театра Г. Е. Гецова из ДКЖ. Железнодорожники оказались ближе к требованиям автора пьесы.


В «Странной миссис Сэвидж» играют и молодые актёры и те, кто отдал любительской сцене не один десяток лет. В главной роли – Нэли Солдатова, ветеран сцены, которой годы нипочём. Так же, как и её сегодняшним партнёрам по спектаклю: Александру Шевнину, исполняющему роль главврача доктора Эммета, и Вячеславу Бессонову в роли судьи Сэмуэля. В небольшом зале, где сегодня располагается театр, перед спектаклем встретились бывшие актёры Мая Ворожцова, Римма Варганова, Юрий Ершов и вспомнили о прежних ролях. Вместе с ними не было только руководителя и режиссёра Андрея Мячина, принявшего эстафету от самого Григория Гецова. Андрей Васильевич заболел и не смог прийти.

История драмкружка началась в ноябре 1917 года. Он стал сердцем первого на Урале рабочего клуба, основанного железнодорожниками. Театральный реквизит пожертвовала вдова бывшего городского головы Казанцева, который был большим любителем сцены и владельцем домашнего театра на 160 мест. Спектакли в клубе показывали бесплатно. Первые постановки кружка – «На дне» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Королевский брадобрей» А. Луначарского. Всего же за все годы в театре сыграно почти полсотни разных спектаклей.

– Я начала заниматься в ДКЖ в детском театральном коллективе и сразу же влюбилась в нашего руководителя Тамару Евгеньевну Таратинову, – рассказывает ветеран театра, отличник культуры СССР, преподаватель высшей категории по сценической речи Свердловского областного колледжа искусств и культуры Римма Варганова. – Она на всю жизнь привила мне любовь к театру. И не мне одной: у неё занимался Вячеслав Мелехов. Слава рос в семье железнодорожников, его отец был составителем поездов. Казалось, и сыну предопределена такая судьба. Но, случайно попав в драматический кружок к Таратиновой, юный Мелехов навсегда влюбился в сцену и посвятил ей себя. Он получил звание народного артиста России, служил в Театре драмы. А моим мечтам стать профессиональной актрисой так и не суждено было сбыться, зато я реализовала себя как театральный педагог. Когда открыли первый экспериментальный курс режиссёров народных театров, я немедленно туда поступила. И свой дипломный спектакль «Таня» по пьесе Арбузова поставила в 1966 году – именно на сцене ДКЖ. Григорий Гецов ради этого даже отложил репетиции нескольких постановок, чтобы дать мне актеров.

– В театр ДК железнодорожников я пришла в 1961 году, не имея никакого опыта игры на сцене, – рассказывает ветеран театра Мая Петровна Ворожцова. – Режиссером тогда был Роман Сергеев, который ввёл меня в спектакль «Грач – птица весенняя». А Григорий Гецов пришел к нам в 1964 году. Помню, как в 80-х годах мы поставили спектакль «Кафедра», где я работала в очередь с Нэли Солдатовой, играла роль парторга. Выездной спектакль в городе Березовский, где она должна была играть, выпал на мой день рождения. В автобусе во время разговора вспомнили о моём празднике, и Нэли вдруг спросила: «А что, слабо тебе сегодня сыграть?» Я приняла это за шутку и ответила: «Всегда готова!». Нэли и в самом деле уступила мне свою очередь. Этот спектакль стал для меня лучшим подарком. Он прошёл успешно, после его окончания руководители Березовского клуба поздравили меня с днём рождения и подарили сувенир, который храню до сих пор. Всего в театре мне довелось  сыграть около двадцати ролей. Нашему театру XXI века хочется пожелать, чтобы руководители железной дороги помнили о родном дворце и его театре, о талантливых артистах. О том, что 95 лет он радует зрителей своим мастерством и интересным репертуаром. Артистам желаю больше интересных ролей, гастролей по области и за её пределами, любви и успеха зрителей.

Благодаря Юрию Ершову, который блестяще играл роли революционеров (Свердлова, Баумана), театр получил звание народного. Сегодня Юрию Борисовичу 79 лет, он не играет на сцене, но часто приходит сюда, чтобы пообщаться с друзьями. У Юрия Ершова был единственный перерыв в его любительской театральной деятельности. На два с половиной года он уезжал восстанавливать после землетрясения город Ленинакан в Армении.

– Играть в театре мне, можно сказать, на роду было написано. – говорит Юрий Борисович. – Хотя и не случилось стать профессиональным актёром, получить звание народного… Зато вот стал заслуженным строителем России (смеётся). Строил Богословский алюминиевый завод, Уральский автозавод… В драмкружок ДКЖ меня пацаном привели мои дядя Алексей Леонидович и тётя Зинаида Васильевна Любарские, они здесь занимались. Первый мой спектакль – «Васса Железнова», где была совсем маленькая роль Андрея, племянника Вассы. Спустя годы я уже играл капитана Сергея Железнова, мужа богатой судовладелицы. Ну а одна из первых моих больших работ – роль Якова Свердлова. В газете «Правда» даже появилась статья обо мне. (Знаменитый Михаил Царёв в «Правде» признал достойным профессионального театра исполнение роли Свердлова инженером строителем Юрием Ершовым. – Прим. «УМ».) Однажды меня на сцене увидел Ярополк Лапшин, известный уральский режиссёр. И пригласил на роль архитектора Невьянской башни в фильме о Демидовых. Довелось работать и вместе с любимым в народе Борисом Андреевым. Бережно храню его фотографию с автографом: «Юрочка, будем успешны, ваш добрый друг Борис Андреев». Сейчас я уже не играю, а вообще на сцене провёл более 40 лет.

Внимание руководства железной дороги и администрации дворца к театру всегда было особенным. Интересно, что после переезда в 1934 году в новое здание одним из молодых драмкружковцев был Борис Рагозин, который впоследствии стал директором ДКЖ. Он играл во многих спектаклях на протяжении 40 лет, до последних дней своей жизни.

– Неоценимую поддержку своим авторитетом оказывал нам ведущий актёр Свердловского академического театра драмы Григорий Гецов, в честь которого и назван наш театр, – рассказывает руководитель Нэли Солдатова. – После Григория Ефимовича возглавил коллектив Андрей Мячин. Он пришёл в ДКЖ десятилетним мальчишкой в 1956 году. Переиграл много ролей. А работал фрезеровщиком ремонтных мастерских. Гецов оценивал возможности и Мячина-актёра и режиссёра, развивал их и готовил себе достойного преемника. В 1998 году Андрей Мячин стал руководителем народного театра Свердловского дворца культуры железнодорожников, а коллективу присвоили имя народного артиста России Григория  Гецова. Наверное, почти с полвека мы рядом с Андреем Мячиным на любительской сцене – и его супруга Нина Мячина. Не одно десятилетие выходили на любительскую сцену Фаина Бимбат, Эдуард Баранов, Юрий Ершов, Вера Зырянова, Вячеслав Бессонов. Александр Шевнин 25 лет играет в театре, а по профессии – сварщик. В наш театр охотно шли люди других творческих коллективов. Так, для учеников изостудии Юрий Киселёв был художником и учителем. А на сцене он становился мастером перевоплощений.

– Готовимся к 95-летию нашего театра, 25 ноября будет премьера, – говорит ветеран театра, журналист Вячеслав Бессонов. – Сейчас чуть не каждый день бегаю на репетицию в ДКЖ. Спектакль ставит режиссёр Людмила Стригулина, мама знаменитого уральского композитора Александра Пантыкина. У меня в пьесе «Памятник» главная роль, играю дворника Ивана Мухина. Вообще, по образованию я филолог. После школы хотел стать актёром, поскольку ещё с первого класса занимался в театральном драмкружке в Казахстане. Но мама отговорила: у актёров жизнь непростая, нередко идёт подковёрная борьба из-за ролей. После пединститута из Свердловска направили в деревенскую школу. Но ни в школе, ни в институте, ни в армии не расставался с театром – переиграл множество ролей, в том числе и главных. В ДКЖ с 70-го года. В спектакле «Мать» по пьесе М. Горького играл пристава Рывкина. Мне по-счастливилось работать с Григорием Гецовым более 30 лет. Что особенно радует – если раньше на сцене играли люди, что называется, в возрасте, то сегодня приходит много талантливой молодёжи. Это и Мила Ахминеева, и Екатерина Станкевич, и Дарья Поздина, и Вячеслав Деев, и Николай Голендухин, и Надя Калинина. У всех разные гражданские профессии: юная Юлия Ульянова – бизнес-аналитик, Евгений Самойлов – продавец сварочного оборудования, а Любовь Калыгина – ведущий экономист Дирекции тяги. Невероятно интересно играть с ними на сцене!

К юбилею Юрий Ершов написал стихи, посвященные родному театру. Нели Николаевна их прочитала и сказала: «Как это всё грустно, как будто вспомнил о чём-то былом и невозвратном... Надо продолжение». И Юрий Борисович принёс стихи «с продолжением»:

Того уж нет, а те живут далече.

И не собрать нас всех на эту встречу,

Лишь можно помечтать хотя бы в этот вечер…

Но места нет унынью и печали!

Мы молоды, и сил у нас в достатке!

Ещё не все спектакли мы сыграли,

Есть кое-что для зрителя – 

в остатке! 



Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31