15 мая 2021 17:49

15 мая 2021 17:49

Истинно народная

Знаменитая студия изобразительного искусства имени Ю. Киселёва одна из самых<br />
популярных в Екатеринбурге

Это едва ли не единственная студия на Среднем Урале, сохранившаяся с советских времён. В июне следующего года отметит своё 75-летие. Старое поколение художников помнит её как студию Чеснокова, но официально она носит имя четвёртого по счёту руководителя Юрия Киселёва – заслуженного работника культуры РФ.


Если заглянете в аудиторию на третьем этаже ДКЖ, где учит нынешних студийцев художник Александр Мицник, то вы обязательно застанете две группы – многочисленную молодёжную и штучную «элиту». С юношеским азартом орудуют карандашами или углем и ветераны, и начинающие. К Мицнику приходят ещё и потому, что с ним интересно. Он знаком со многими известными художниками, знает много историй, которые рассказывает по ходу занятий. И главное – он учился у Николая Чеснокова и Юрия Киселёва.

Изостудия при Свердловском дворце культуры железнодорожников была образована в июне 1938 года. Сейчас уже мало кто вспомнит, что первыми её руководителями были Юрий Григорьев и Леопольд Винкербец. Но именно системность студии придал заслуженный художник России Николай Чесноков. Ему приходилось работать на два фронта: преподавать в Свердловском художественном училище им. Шадра и заниматься с любителями в ДКЖ. Трудно сказать, к чему больше у него лежала душа: училищу он посвятил около десяти лет, а изостудией руководил пятнадцать – с 1959 по 1974 год.

«Организовал (В ДКЖ. – Прим. «УМ») неплохой творческий коллектив, который зарекомендовал себя на многих всесоюзных и международных выставках, – вспоминал об этом времени Николай Гаврилович, – Много сил уделяю общественной работе, люблю её». В этом смысле студии из ДКЖ повезло с руководителем. Николай Гаврилович смело привлекал к преподаванию в народной студии наиболее прогрессивных мастеров того времени – Геннадия Мосина, Мишу Брусиловского. Мэтр говорил: «Так как я не неволил учеников, то наряду с поклонниками соцреализма свободно экспериментировали убежденные любители авангарда». В 1965 году при народной студии возникла «уктусская школа» – первое неофициальное художественное объединение в Свердловске. Ядро группы составили Анна Таршис, Валерий Дьяченко, Феликс Волосенков.

Вообще студия воспитала не одно поколение художников-любителей и профессионалов, среди которых известные живописцы Владимир Чурсин, Светлана Тарасова, Александр Вохменцев, Александр Карагяур, Геннадий Калинин, Валерий Дьяченко, Валерий Гаврилов и многие другие. Интересно, что после Николая Чеснокова руководители не назначались «сверху», а выбирались студийцами-ветеранами из своей среды. Это были те, кто прошёл школу Чеснокова. Следующий руководитель Юрий Киселёв создал в дворце почти что художественную академию. Именно в период его руководства здесь была собрана уникальная коллекция гипсов.

– Будучи школьницей, затем студенткой, я старалась не пропускать ежегодные выставки студии ДКЖ, – рассказывает Елена Зубкова. – Здесь рядом с вполне профессиональными можно было увидеть работы очень талантливых и оригинальных любителей. Всегда ощущался дух творчества. Поэтому после окончания университета решилась поступить в студию. Тогда желающих заниматься было очень много, и зачисляли после «экзамена» – рисунка гипсовой головы. Юрий Киселёв сумел создать самые благоприятные условия. У него занимались даже те, кто хотел после училища поступать в академию. Он привёз из Ленинграда большую коллекцию учебных гипсов и говорил нам, что по ним можно «половину академии пройти». Большой школой для нас были и внутренние студийные выставки, и обсуждение творческих работ. И особенно запомнились выезды на пленэр, часто даже с палатками.

Ещё один бывший студиец – Евгений Скаридов. Участник художественных выставок в России и за рубежом: в Италии, Японии, Бельгии, Болгарии, Польше и других странах. Дипломант многих международных выставок карикатуры, член Союза художников России и Союза журналистов.

– Мне довелось работать художником в различных газетах и журналах, был художником-аниматором и режиссёром в государственных и частных кинокомпаниях, – рассказывает Евгений. – Окончил профессиональное училище, ну а первое художественное образование получил в народной изостудии в ДКЖ. Занимался у Юрия Киселёва. Именно здесь я получил навыки рисования и хороший творческий задел. Карикатурой стал увлекаться, работая в мультцехе Свердловского телевидения.

Ветеран из сегодняшней «элиты» студии Николай Леонтьев – бывший офицер, майор в отставке, вырос в семье потомственных железно-дорожников.

– Мои родители работали на Октябрьской железной дороге, я хорошо помню нашу маленькую станцию, поэтому железнодорожная тематика в моих рисунках и картинах так или иначе присутствует, – рассказывает Николай Александрович. – Во время службы целиком отдаться любимому делу не получалось. Только после отставки в 1990 году взялся всерьез за рисование. Изостудию в ДКЖ обнаружил случайно: гулял в районе вокзала и увидел объявление. Удивился, что принимают не только детей, но и взрослых. Зашёл и больше с ней не расставался. Руководитель Александр Мицник – замечательный живописец, учитель. Мой конёк – графика. Несколько лет назад, после того как увидел когда-то в Ленинграде, в музее паровозов, один экспонат, нарисовал пером и тушью «портрет» старинного паровоза в мельчайших деталях.

Нынешняя «элита» народной студии состоит из людей самых разных профессий. Александр Орлов, искусствовед по образованию, окончил УрГУ. Венедикт Черпков работал вздымщиком в леспромхозе. График Зоя Сухарева – наладчица, испытатель оборудования на предприятии «Вектор». Лариса  Семерчан по профессии художник-оформитель. Татьяна Чепикова – бухгалтер крупного предприятия. Евгения Вахрушева – искусствовед по образованию, сотрудница музея истории Екатеринбурга. Есть несколько живописцев, которые имеют собственные студии, но  продолжают оттачивать мастерство у Александра Мицника. Среди них – Михаил Кладов и Надежда Ушакова. Наталия Широкова окончила УрГУ и два года обучалась в народной изостудии ДКЖ. Теперь работает учителем мировой  художественной культуры и ИЗО. Один из самых молодых в группе начинающих – восьмиклассник лицея № 12 Николай Васильев.

– В нашей семье все рисуют, – говорит Николай. – Мама профессиональная художница, портретист. Бабушка состоит в Союзе дизайнеров, папа окончил архитектурный институт. Если у них есть время, они мне подсказывают, но такого методического обучения, как в народной студии ДКЖ, думаю, в городе больше нет. Всегда можно подойти к мастерам из посмотреть, как они работают. Все рисуют бок о бок, очень хорошая, доброжелательная атмосфера.

Возможно, такая обстановка возникла благодаря её руководителю. Александр Мицник возглавил студию в 1990 году. Весёлый и жизнерадостный художник родился на Украине, поэтому обожает писать картины на малороссийскую тематику: на его полотнах присутствуют хаты, народные гулянья, ярмарки, шинки, коровы, хлев, галушки, горилка. Он является участником более 60 коллективных и персональных выставок, лауреатом дипломов всесоюзных и региональных выставок. Награждён серебряным знаком Союза художников России. Его картины находятся в частных коллекциях России и зарубежья, в постоянных экспозициях музеев. В 2009 году Александр Мицник подготовил в ДКЖ большую персональную выставку к 200-летию Николая Гоголя.

– Для меня главное не в том, станут ли студийцы великими художниками или нет, – говорит Александр Петрович. – Хотя крепкие навыки они, конечно, у нас получат. Здесь важно то, что приезжая в незнакомый город, они не побегут изучать содержимое супермаркетов, а в первую очередь посетят местную картинную галерею. Это значит, что наша студия существует не зря. Помню, как пришёл в студию впервые, где практически сразу наравне с опытными рисовал обнажённую натуру. В какой любительской студии города такое могло быть? Помимо преподавания успеваю писать картины. Иногда работаю над одним произведением несколько лет, прорабатываю малейшие детали, делаю десятки этюдов. Своё вдохновение беру в работах Куинджи, Брюллова, Поленова, Маковского, Саврасова, Шишкина. 

Сейчас студийцы выступили инициаторами создания в столице Урала дома картин. Поводом для этого послужил печальный случай: Александр Мицник увидел выброшенными в мусорных баках несколько картин. Узнал в них руку известного художника. Оказалось, родственники не знали, куда деть наследство, и решили от него избавиться. Студийцы обратились с письмом к областному министру культуры с просьбой передать какое-нибудь здание для будущего дома картин. В письме говорится: «на площадях этого здания предлагаем и берёмся создать выставочный комплекс, куда войдут хранилище и экспозиция работ ныне живущих, а также ушедших из жизни художников, постоянная выставка с реализацией картин». Идея замечательная, хорошо бы её воплотить...


Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31