20 января 2021 04:35

20 января 2021 04:35

Огни большого светофора

Важно не только содержать средства автоматики и телемеханики в исправном состоянии, <br />
но и уделять внимание эстетике

Пожалуй, на стальной магистрали нет незначимых профессий. Так или иначе, каждая из них связана с безопасностью движения. К примеру, машинисты и их помощники водят грузовые и пассажирские поезда, операторы дефектоскопных тележек занимаются диагностикой пути. Задача же электромехаников СЦБ – обеспечить надёжную работу технических средств железно-дорожной автоматики и телемеханики: электроприводов стрелочных переводов, сигнальных светофоров, напольных и других устройств. Зачастую обслуживать эту аппаратуру непросто. С особенностями профессии эсцебиста познакомился корреспондент «УМ».


Коллектив цеха маршрутно-релейной централизации (МРЦ) № 2 Свердловск-сортировочной дистанции СЦБ обслуживает пять парков (нечётный отправления, чётный прибытия и четный предгорочный, южный парк и удалённые посты) станции Екатеринбург-Сортировочный, а также станцию Шувакиш. Руководят его работой начальник участка Антон Степанов и старшие электромеханики Анатолий Опрышко и Александр Обоскалов.

– Особенности одной из крупнейших сортировочных станций сети проявляются и в нашей деятельности, – говорит Александр Григорьевич. – Движение грузовых и пассажирских поездов на нашем участке интенсивное, плюс маневровая работа. Конечно, в таких условиях большой нагрузки на инфраструктуру обслуживать устройства железнодорожной автоматики и телемеханики непросто. Тем не менее, с работой справляемся вовремя и оперативно устраняем любую неисправность.

Александр Обоскалов – потомственный железнодорожник. Эсцебистом он стал по примеру матери, которая работает в Тюменской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Впервые в цех МРЦ-2 он пришёл ещё студентом УрГУПСа, во время производственной практики. Именно тогда Александр понял, что поступил правильно, выбрав хозяйство автоматики и телемеханики. Сначала был электромонтёром, потом электромехаником СЦБ на станции Шувакиш. Нынешним летом он стал старшим электромехаником. 

К слову, в этом коллективе немало молодых работников. Кто-то из них, как и Александр Обоскалов, потомственный железнодорожник. Вот сменный электромеханик Илья Исламов, например. Его отец и брат работают в вагонном хозяйстве. А Илья Валерьевич решил стать эсцебистом. В это утро он с мегаомметром в руках проверяет в релейном помещении на посту ЭЦ сопротивление изоляции в цепях питания устройств СЦБ. Никаких отклонений от норм прибор не зафиксировал.

– Сначала приходилось сложно, – вспоминает Илья Исламов. – Какая-нибудь неисправность или так называемая ложная занятость пути – и всё: начинаешь «плавать», путаться. Теории хватало, а вот практики было маловато. Спасибо старшим коллегам за то, что помогали, подсказывали, учили уму-разуму.

Еще два месяца назад Никита Варлаков и Руслан Гильманов работали электромонтёрами. Сейчас они электромеханики. 

– Я родом из Кургана, – говорит Никита Николаевич. – Там окончил железнодорожный техникум, а после армии переехал в Екатеринбург. Работать в этом коллективе мне нравится. 

– Люди здесь хорошие, отзывчивые, – вступает в разговор Руслан Тахирович. – Порой за советом к нашим более опытным коллегам обращаемся: к Александру Терещенко, Алексею Кормщикову, Сергею Копытову, Андрею Бажукову. 

Отправляюсь с Никитой и Русланом в чётный парк прибытия. Здесь моим собеседникам предстоит проверить состояние электропривода одной из стрелок. Электромеханик Варлаков по рации связывается с дежурным по станции. Движение по этой стрелке закрывается. Несколько минут спустя ребята провели очистку коллектора электропривода от пыли и грязи, проверили контакты автопереключателя. Никаких неисправностей не найдено. Коллеги отправляются на другую стрелку. А я возвращаемся на пост электрической централизации.

– Работа у нас вроде бы незаметная, но значимая, – считает Александр Обоскалов. – Проверяем состояние электроприводов стрелочных переводов, плотность прилегания остряка к рамному рельсу, устройств контроля схода подвижного состава, светофоров, рельсовых цепей, шкафов, напольного и прочего оборудования. И так каждый день в зависимости от того, какие из устройств нужно проверить в соответствии с графиком обслуживания средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Однако эту работу не назовёшь монотонной. Наоборот, она очень интересная и требует от специалиста глубокого знания как теории, так и практики. Учитывая, что сейчас на железную дорогу приходит интеллектуальная техника и оборудование, от эсцебиста требуется быть ещё и разносторонним человеком. При этом важно не просто поддерживать технические средства в рабочем состоянии, но и обращать внимание и на их эстетический облик. Самому ведь приятно, когда всё сияет свежими красками.

По словам старшего электромеханика, новые устройства СЦБ, которые приходят на смену отжившей свой век аппаратуре, зачастую проще обслуживать. К примеру, в этом году на станции Екатеринбург-Сортировочный в рамках реконструкции чётной сортировочной системы семь пассажирских путей южного парка отнесены в сторону Верх-Исетского пруда. Там установлены новые стрелочные переводы, светофоры и другие устройства железнодорожной автоматики и телемеханики.

– Представляю, что нам предстоит в недалёком будущем, – подытоживает Александр Обоскалов. – Слово «телемеханика» и так предполагает управление работой технических средств на расстоянии. Однако на смену современным устройствам придёт по-настоящему высокотехнологичная аппаратура, которая сегодня нам кажется лишь плодом вымысла фантастов. Было бы интересно
обслуживать её. 


Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31