17 января 2021 21:23

17 января 2021 21:23

Ловкость рук – и никакого волшебства

Свердловская железная дорога на протяжении 20 лет поддерживает старинное русское ремесло

О том, что в городе Артёмовском работает уникальный участок лозо-плетения, я была наслышана давно. Но путь мой в ту сторону области всё как-то не лежал. И вот в ноябре причина посетить ремесленную мастерскую появилась. Участку лозоплетения при Свердловском подразделении Центра эксплуатации и ремонта исполнилось 20 лет.


Лукошко из лозы

Что я знала о лозоплетении до поездки? Пожалуй, только то, что из прутьев мастера создают корзины. Подобно тому как из соломы плетут шляпки. Чтобы заполнить пробел в знаниях и ближе познакомиться с ремеслом, решаю заглянуть в цех в разгар рабочего дня.

Расположен он на территории бывшего лесопитомника – в пристрое к теплицам. Здесь оборудовано несколько помещений, где и трудятся работницы. В каждом из них как-то особенно светло. Но не только из-за освещения. В комнатах повсюду золотистые оттенки: из-за лозы, то есть ивы. Этот природный материал здесь повсюду. Ветви ивы идеально подходит для плетения. В ней всё в меру: и жёсткость, и эластичность.

Экскурсию по участку для меня организует мастер Оксана Кабанова. Трудится здесь она уже 18 лет. Сразу признаётся: сама из лозы не плетёт, иначе не было бы времени ни на что другое. Её удел – организовывать коллектив, контролировать его, раздавать задания и работать с заказчиками.

– До того как изделие попадёт в руки к клиенту, проходит долгий путь, – рассказывает Оксана Романовна. – Прежде всего добываем материал для работы. Под боком в лесопитомнике – три гектара полей, засаженных ивой. В ноябре примерно в течение недели мы заготавливаем лозу. Срезать ветки ежегодного прироста нужно в срок. К слову, делаем это не вручную, а с помощью тракторного кустореза.


Духи с ароматом ивы

Срезанные веточки поступают на склад, где и дожидаются своего часа. Следующий этап – переборка. Нужно вычленить только самую хорошую лозу, ведь от этого будет зависеть качество корзины или вазы. По длине прутья формируют в пучки.

Перед тем как материал попадёт в руки мастериц, нужно как следует его проварить: от двух до пяти часов в зависимости от сорта. Когда ива кипит, мастерскую наполняет непередаваемый сладковатый аромат. Но работницы цеха, что называется, уже «принюхались» и этого запаха почти не замечают.

После обеда на ошкуривание свежесваренных прутьев выходят работницы. В двойных перчатках, чтобы не обжечься, они ловко освобождают лозу от коры. После варки и очистки прутья могут дать либо золотистый, либо красноватый оттенок. С помощью двух красок можно украшать изделия узорами.

– Теперь-то можно начинать плести? – интересуюсь у мастера.

– Нет, и теперь ещё рано. Часть лозы нужно разделить на сегменты – более тонкие «ленточки», которые пригодны для декоративности. Для этого по-требуется колунок: им попадают в сердцевину прута и прорезают его по всей длине. А с помощью специального станка из веток убирается сердцевина. Толстые прутья тоже задействуются: они для прочности будут лежать в основе донышек корзин
и коробов.


Санки, бочонки и сундуки

Последняя стадия перед плетением – замачивание лозы. Только мокрой она способна, подобно змейке, гнуться в руках мастериц. Перед Галиной Зухович лежит охапка ивовых «ленточек». Сегодня ей предстоит изготовить корзину для цветов. Такие изделия, кстати, особенно востребованы у владельцев цветочных магазинов.

– Когда я вышла замуж, переехала в Артёмовский. После декретного отпуска искала работу и волею судьбы оказалась здесь, – плетёт и рассказывает Галина. – Прежде лозоплетением я не занималась. Впрочем, никто из моих коллег до прихода сюда не имел такого опыта. Поначалу получалось плохо, но усердие принесло результаты. Лично мне сложнее всего бывает с декоративными тарелками: под них нет формы, поэтому приходится всё делать на глазок. Сейчас руки уже привыкли, и плести мы можем едва ли не с закрытыми глазами. Не обходится и без подручных инструментов – шила разных размеров, бокорезы, секаторы…

На одно изделие у мастерицы может уйти от 18 минут до девяти часов. Самое простое – сплести мини-корзинку. Самое трудное – изготовить напольную вазу. Впрочем, бывали задачки и посложнее.

– Однажды нам заказали детские санки из лозы, – вспоминает Оксана Романовна. – На них ушло несколько дней. Процесс этот оказался крайне трудоёмким. Был и другой случай: Эдуард Россель, будучи губернатором Свердловской области, заказал продуктовый короб для автомобиля. Также раньше мы плели этажерки. Сейчас ассортимент немного иной: подставки под шампанское, панно, хлебницы, конфетницы, лукошки, абажуры, короба для белья, блюда, тарелки и подносы, клубочницы, сундуки, шкатулки, бочонки...

После того как ваза сплетена, её просушивают и покрывают специальным веществом для блеска. Далее она отправляется на склад.

...Лозоплетение лишь со стороны кажется романтичным и творческим занятием. На деле это тяжёлый каждодневный труд. Руки мастериц непомерно устают. За день они должны сплести по несколько изделий. Как отмечает Оксана Кабанова, к ней часто обращаются жители Артёмовского, чтобы узнать о вакантных местах в цехе. Мало кто из них догадывается, насколько это кропотливая и непростая работа. Но зато, сколько удовольствия может принести плетёная корзинка! Лоза удивительным образом способна украсить и оживить любой интерьер.


Справка


Участок лозоплетения при Егоршинском лесопитомнике был сформирован в 1992 году, чтобы в зимнее время занять рабочих зелёного хозяйства. Заместитель начальника дистанции защитных
лесонасаждений Александра Миролеева увидела в ботаническом саду плетёный короб от коляски. Изделия её заинтересовали, и она отыскала их автора. Им оказался Вениамин Шабуров. Впоследствии он обучил работников лесопитомника ремеслу лозоплетения.

В 2012 году участок был переведён в Центр эксплуатации и ремонта. После этого была существенно обновлена материально-техническая база: приобретено несколько станков, кусторез и циркулярная пила.

Сегодня в цехе лозоплетения работает восемь работниц, столяр и мастер. За месяц здесь изготавливают до 700 изделий. Все они отправляются к покупателям в Тюмень, Екатеринбург, Ревду, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Асбест и другие города.

Работы мастериц Егоршинского участка были представлены на выставках «Многоликое дерево», а также на «Иннопроме», встрече участников ШОС и празднике «Сабантуй» в Екатеринбурге.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31