21 января 2021 19:49

21 января 2021 19:49

Родная, железнодорожная

Одной из старейших школ Нижнего Тагила исполняется 115 лет

1 декабря муниципальное образовательное учреждение № 138 (до 2004 года – школа № 38. – Примеч. «УМ») отмечает важную дату. Своим рождением, развитием и становлением она целиком обязана железной дороге. Здесь, в одном из старейших учебных заведений города получили путёвку в жизнь несколько поколений работников Свердловской магистрали. Сегодня школа входит в список участников Ассоциации транспортных образовательных учреждений УрФО и Пермского края.


В конце XIX века немногочисленные учебные учреждения Нижнего Тагила не могли удовлетворить потребность недавно открывшейся железной дороги в грамотных рабочих. Возникла необходимость в создании «своей» школы. И рядом с паровозным депо неподалеку от здания вокзала (ныне улица Кушвинская) был выстроен одноэтажный дом с единственной классной комнатой. Здесь занимались дети железнодорожников из Нижнего Тагила и других населённых пунктов – от станции Баранча до Невьянска.

В школьном музее сохранились воспоминания одной из первых учениц – Веры Шишиной (Волченковой): «Ни одно ведомство в ту пору не заботилось о своих рабочих и их детях, так как железно-дорожное. Школьникам давали бесплатные завтраки, девочек одевали в форменные платьица, пареньков – в брюки и рубашки, которые подпоясывали форменными кушаками. Обучение было бесплатным, за счёт кормилицы – железной дороги. Родителям не надо было тратиться на тетради, карандаши и перья. Все необходимые предметы выдавались в школе».


Ученики на занятия ездили... в вагоне-теплушке

В 1905 году Ведомство путей сообщения готовит указ о преобразовании училища в двухклассное со сроком обучения пять лет. Растёт количество учащихся, и школьное здание становится тесным. В ответ на ходатайство о расширении здания ведомство отдаёт приказ о строительстве нового, более приспособленного здания недалеко от товарного двора. К тому времени в пяти его отделениях обучались до сотни ребят. Поскольку у училища не было общежития, учеников ежедневно привозил на занятия вагон-теплушка, подцепленный к составу. Одарённые выпускники за казённый счёт направлялись в технические училища Перми и Екатеринбурга.

В 1913 году в просторном здании училища разместился госпиталь для раненых. Воспитанникам училища пришлось вернуться в старое здание. В 1920 году одна из наиболее активных учительниц, прекрасный педагог Елизавета Мусатова, добилась того, чтобы училище преобразовали в школу. И уже в советское время эта школа выпустила учеников, ставших впоследствии известными людьми. Один из них – будущий почётный гражданин Нижнего Тагила, потомственный железнодорожник, участник гражданской войны Филипп Наумов.

В 1925 году Наркомат путей сообщения выделил средства на строительство новой школы в весьма живописном месте – на Птахиной горе. Здесь она располагается и по сей день: красивое трёхэтажное здание с просторными коридорами и уютными кабинетами... Для транспортировки материалов к месту строительства специально подвели временную железнодорожную ветку. Возводили здание вручную, используя только тачки.

1 сентября 1927 года первые ученики расселись за парты в новеньких классах. Приехавший на открытие школы нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал её роскошным дворцом. За свою долгую жизнь школа не раз меняла номер, адрес, название, но никогда не изменяла своему предназначению: учить, воспитывать и готовить к жизни настоящих людей.

– Школа – это калейдоскоп счастливых мгновений, – делится воспоминаниями инженер моторвагонного депо Нижний Тагил Алексей Соловьев. – Сколько событий: слёты, туристические поездки, занятия в экологической школе и, конечно, знания, которые пригодились в моей профессии.


Бывший ученик школы – 

Герой Советского Союза

Каждое послание от выпускников пополняет летопись славных дел и достижений, которую бережно хранят в музее школы. Богатейшая коллекция документов и фотографий позволяет совершить путешествие на 115 лет назад и пролистать страницы истории создания этого учебного заведения. Почётный железнодорожник, бывший машинист электровоза Леонид Уткин в книге отзывов пишет: «Посещал родную школу, в которой учился, но такого музея нигде больше не видел. Как хорошо сейчас здесь».

Многие выпускники и сегодня трудятся во славу РЖД. Среди известных – Константин Кириллов, Сергей Ноздрин, Елена Дудина.

Учились в железнодорожной школе Герой Советского Союза
Сергей Черных, академик Иван Замотаев, почётный гражданин Нижнего Тагила, ректор УГТУ – УПИ, действительный член Академии инженерных наук Евгений Зудов, профессор Герман Мокроносов и многие другие – железнодорожники, педагоги, музыканты, художники, инженеры, строители, спортсмены, военные...

В этом году школа отмечает ещё одну круглую дату: 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Сергея Черных. Выпускник 1925 года трудился слесарем паровозного депо станции Нижний Тагил. В 1936 году он первый среди советских лётчиков сбил в небе над Испанией новейший немецкий истребитель «Мессершмитт-109», за что был удостоен золотой звезды Героя. В память о лётчике-истребителе, генерал-майоре авиации, воине-интернационалисте, участнике Великой Отечественной войны, депутате Верховного Совета СССР на здании школы установлена мемориальная доска.


Школа-«самолёт»

В галерее именитых учеников, прославивших школу в регионе, стране и мире, сотни фамилий. Среди них Валерий Бок – отличник народного просвещения, Владимир Щёлоков – генеральный директор Союза предприятий оборонной промышленности Свердловской области. Спортивная гордость школы – Екатерина Крылаткова, чемпионка России по лыжным гонкам, участница чемпионата мира в Швеции. Десятки выпускников школы выбрали профессию учителя, около двадцати вернулись  в альма-матер.

История нашей школы богата достойными именами и удивительными судьбами, мы помним и чтим тех, кто создавал её традиции, выносил на своих плечах трудности последних десятилетий и заложил основу нового этапа развития учебного учреждения. В разные годы здесь работали мастера учительского дела: заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Ленина Таисья Северинова, отличники народного просвещения Мария Шутова, Николай Синельников, Александр Лир, Галина Мысовских, Валентина Грозная, Валентина Сорокина, Александра Черных, Мария Дружинина, Алевтина Козлова, Валентина Блинова и многие другие. С 1957 года школой на протяжении 30 лет руководил отличник народного образования, заслуженный учитель РСФСР, почётный железнодорожник  Юрий Миронов. Ученики любили его уроки, ведь историю преподавал участник двух войн – финской и Великой Отечественной, бывший боевой летчик. Директор Миронов предложил достроить здание школы, чтобы в плане оно выглядело, как самолёт, расправивший свои крылья.

Сегодня костяк коллектива составляют профессионалы с опытом работы от 10 до 30 лет. Всех имён не назовёшь, для каждого ученика есть свой любимый педагог – важный, значимый, повлиявший на судьбу.

«Огромное спасибо нашим учителям! Благодаря этим людям мы получили основательные знания, и за свои оценки мне никогда не было стыдно, – пишет в адрес родной школы выпускница 1990 года Наталья Круглова (Бызова). – Особые слова хочу сказать в адрес нашего классного руководителя Надежды Геннадьевны Галкиной. Нашей классной маме сейчас дала бы звание самой классной! Низкий поклон вам, дорогие наши учителя!»

– Мой сын Руслан окончил 38-ю железнодорожную. По примеру Героя Советского Союза Сергея Черных он стал лётчиком, – говорит ветеран-железнодорожник, собкор газеты «Путёвка» Леонид Мальцев.

– Наша 38-я школа, а теперь и 138-я даёт необходимую для жизни базу фундаментальных знаний. Если есть желание добиться чего-то, то по большому счёту неважно, окончил ты элитарную московскую гимназию или сельскую школу. Решающее значение имеют трудолюбие, целеустремлённость и умение держать удар, – так напутствует сегодняшних школьников выпускник 1985 года Сергей Чебанов.

Школа и сегодня создает условия для успешной реализации каждого ребенка, стараясь раскрыть и развить талант, дать прочные знания, помочь найти себя, выбрать в жизни свою дорогу.


Справка

В 1897 году по распоряжению Ведомства путей сообщения открывается училище, именуемое железнодорожным, где были первый, второй и третьи классы. Оно находилось при станции Нижний Тагил, неподалёку от паровозного депо. Училище располагалось в добротном одноэтажном здании, построенном попечителем – начальником участка Анатолием Зараником. В нём обучались дети железнодорожников.

Алевтина Козлова, заведующая школьным музеем
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31