24 января 2021 06:05

24 января 2021 06:05

Про самое дорогое

В Екатеринбурге состоялся V пленум дорожной территориальной профсоюзной организации на Свердловской железной дороге. В его работе приняли участие главный инженер дороги Игорь Набойченко, начальник службы труда и промышленной безопасности Аркадий Деордиев. Главным докладчиком выступил заместитель председателя дорпрофсожа на СвЖД Игорь Южаков.


– Самое дорогое у человека – это жизнь! – сказал он в своём докладе «О мерах, принимаемых для обеспечения безопасных условий труда в ходе реформирования отрасли». – В группе риска находятся почти все массовые профессии железнодорожного транспорта, поэтому вопросы охраны труда, производственной безопасности, создания благоприятных условий на рабочих местах и производственного быта постоянно находятся в центре внимания отраслевого профсоюза и руководства компании.

Отношения между работником и работодателем, в том числе и в области охраны труда, регулируются положениями коллективного договора. 

Профсоюзными организациями Роспрофжела совместно с работодателями была проведены мероприятия по повышению безопасности занятых на производстве, обучению сотрудников, обеспечению их качественным инструментом и спецодеждой, организации производственного быта. Но факты допущенных случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний не позволяют останавливаться на достигнутом.

– Сегодня общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют шесть технических инспекторов и 2111 уполномоченных лиц по охране труда. Только в 2012 году технические инспекторы выявили 2010 нарушений условий труда, выдали 234 представления об их устранении и 112 требований о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью, – говорит Игорь Иванович. – К сожалению, не все руководители предприятий и профсоюзных организаций правильно реагируют на предписания технической инспекции или уполномоченных лиц по охране труда. А это уже прямое нарушение законодательства о труде.

Так, для локомотивных бригад пассажирского движения на станции Новый Уренгой нет соответствующих условий для отдыха: в вагончике отсутствует центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, туалет и душевая. Нет также дежурного персонала и персонала для уборки помещений. От локомотивной службы и Дирекции тяги ответа до сих пор не последовало. Вопрос не решается и после указания начальника дороги уже в течение трёх лет.

Наиболее травмоопасными являются рабочие места в хозяйстве пути. И здесь среди причин, которые приводят к травмированию работников, обязательно нужно рассмотреть субъективные факторы. Так, в ходе осеннего осмотра готовности хозяйств к работе в зимних условиях и при проведении весеннего осмотра, членами комиссии отмечалось, что работники недостаточно обеспечены как средствами малой механизации, так и качественным ручным инструментом. Например, в масштабах дороги не решается вопрос об обеспечении монтёров пути качественными совковыми лопатами. Кроме того, требуется разработка и внедрение на станциях и перегонах систем оповещения работников о приближении подвижного состава. Вместе с тем при потребности в носимых радиостанциях в количестве 3527 в дистанциях сегодня всего 3215 радиостанций. Имеет место и неукомплектованность бригад.

– Всё это усугубляется тем, что практически во всех дистанциях пути отсутствуют штатные сигналисты, – говорит Игорь Южаков. – На дороге работают 44 сигналиста при по-требности 1090. Их роль выполняют монтёры пути, привлекаемые из состава бригад по текущему содержанию пути, где штатных работников и без этих отвлечений недостаточно.

Серьёзный вклад в работу по предупреждению производственного травматизма вносит институт уполномоченных по охране труда. Статистика показывает, что около 90 % выявляемых ими нарушений устраняются. Но та же статистика говорит, что активную позицию занимают всего от 5 до 20 % избранных уполномоченных. 

Именно уполномоченные поднимают столь злободневные сегодня вопросы, к примеру о неудовлетворительном положении с освещённостью на всех сортировочных станциях. Специалисты говорят о том, что практически повсеместно междупутья на путях осмотра вагонов после капитального ремонта отсыпаются щебнем крупной фракции без планировки и уплотнения. Это значительно затрудняет работу осмотрщиков вагонов и не только является одной из потенциальных причин получения травмы работниками, но и создаёт невозможность нормальной работы по осмотру и обслуживанию подвижного состава. 

В результате многочисленных проверок технической инспекцией обеспеченности работников инструментом в этом году выявлены серьёзные недостатки с его количеством и качеством. Проверки показали, что значительная часть инструмента не только не годится для работы, но и опасна для железнодорожников. По инициативе профсоюза этот вопрос находится в центре внимания руководства компании, но в некоторых организациях этот вопрос по-прежнему пущен на самотёк. 

– Созданию нормальных условий труда компания и Роспрофжел уделяют постоянное внимание. В ОАО «РЖД» проведена аттестация практически всех рабочих мест. – отмечает Игорь Иванович. – Как выяснилось, более половины наших работников трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Причём более 80 % их них с неустранимыми вредными производственными факторами. Профсоюзным организациям необходимо повысить требования к выполнению мероприятий по приведению рабочих мест к допустимым условиям труда, улучшению отдельных производственных факторов на рабочих местах условно аттестованных.

И ещё один немаловажный вопрос – создание нормальных бытовых условий. Так, в апреле текущего года в Верещагинской дистанции пути была сформирована бригада из работников других дистанций дороги. Люди были собраны, для них не были созданы нормальные бытовые условия. На 100 человек был доступен всего лишь один туалет, умывались люди с помощью гибкого шланга, протянутого от восстановительного поезда. Помывка не была организована вовсе, постельное бельё не
стиралось. 

Было выдано представление, в том числе и в службу пути, но руководство на него не отреагировало. Только после вмешательства дорпрофсожа были построены дополнительные туалеты, установлены умывальники под открытым небом. Стирка постельного белья так и не была организована и производилась в частном порядке.

– За пять месяцев от работы было отстранено три человека в состоянии алкогольного опьянения, – отмечает Игорь Иванович. – Ситуация осложнилась в сентябре, когда наступили холода: люди жили в неотапливаемых вагонах, умываться им приходилось под открытым небом. Можно долго рассказывать об этом безобразии, но хотелось бы обратиться к руководству Дирекции инфраструктуры и службы пути. Создание таких бригад будет практиковаться и на других дистанциях, поэтому необходимо уже сейчас продумать все бытовые вопросы, при необходимости запланировать бюджет и распределить денежные средства. Только тогда мы сможем потребовать от работников трудиться с полной отдачей сил. А профсоюзным организациям необходимо инициировать проведение анализа обеспеченности санитарно-бытовых помещений для наших работников.

При рассмотрении вопроса об обеспечении санитарно-бытовыми помещениями на пленуме была затронута тема работы домов отдыха локомотивных бригад. После передачи этих зданий на баланс НГЧ Дирекция тяги самоустранилась от контроля за состоянием и оборудованием домов и прачечных, санитарной обработкой одеял, подушек, матрацев. Сама уборка помещений сейчас проводится полулегально. Ни Дирекция тяги, ни НГЧ не хотят заключать наряд-заказ на уборку. В этом вопросе профсоюзные активисты считают, что со своей стороны им необходимо проявить принципиальность и проинициировать создание нормативного документа, регламентирующего порядок содержания домов отдыха локомотивных бригад.

– В новых локомотивах 2ЭС6 и 2ЭС10 стеклоочистители, умывальники и туалеты не работают, обслуживание крышевого оборудования новых локомотивов вообще производится с риском для жизни и здоровья слесарей, – замечает Игорь Южаков. – Эти вопросы поднимались уже несколько раз, но руководство дирекции по ремонту локомотивов пока к этой проблеме ещё не подошло. Да само отношение локомотивных бригад к новым локомотивам, мягко говоря, не хозяйское. А ведь на этих локомотивах ещё предстоит работать лет 20–30. Необходимо, чтобы председатели профсоюзных организаций эксплуатационных локомотивных депо начали проводить разъяснительную работу по сохранению работоспособности новых видов локомотивов.

Контроль со стороны профсоюзной организации за выполнением программы улучшения условий и охраны труда зачастую сводится только к заслушиванию главного инженера предприятия и констатации невыполненных мероприятий. Да, это обязанность работодателя, но в рамках социального партнёрства от лица профсоюза не будет плохим вариантом обращение в вышестоящую хозяйственную структуру.

Немаловажна тема обеспечения работников спецодеждой и спецобувью. В 2010 году при переходе на новые нормы обеспечения работников спецодеждой и обувью дорпрофсож уделил этому важному вопросу много внимания, была создана и отработана система.

– Вроде бы всё наладилось и многие руководители предприятий и профсоюзных организаций успокоились, – говорит Игорь Иванович. – Однако возникает вопрос о работе комиссии по приёмке поступаемой на склады предприятий спецодежды. В лучшем случае они формально составляют акт приёмки, но при этом ростовочных таблиц для проверки соответствия размерности на предприятиях нет, почти никто не знает браковочных параметров по тем или иным видам спецодежды и спецобуви, да и очень часто сама комиссия на предприятии не создана. Вопрос обеспечения и контроля за качеством поступаемой спецодежды является неотъемлемой частью направлений работы профсоюзных организаций в области охраны труда. Так, при подготовке к форуму выяснилось, что в Дирекции управления движением обеспеченность зимней спецодеждой менее 40 %, а ведь уже на дворе зима. (На момент выхода номера вопрос уже решён положительно. – Примеч. «УМ»)

Подводя итоги, заместитель председателя дорпрофсожа на СвЖД отметил, что, реализуя право на контроль, профсоюзные органы должны выстроить эффективную систему общественного контроля, оперативно реагировать на нарушения, используя все законные средства. Необходимо решить эти проблемы совместными усилиями социальных партнёров.


Прямая речь

Галина Гайворонская,

заместитель начальника Свердловской региональной дирекции медицинского обеспечения:

– Не секрет, что рост профессионального долголетия работников является существенным фактором экономической эффективности ОАО «РЖД». На сегодняшний день заболеваемость работников локомотивных бригад у нас остаётся ещё выше среднесетевых показателей. Больше всего случаев отмечено по ТЧ-17 Пермь-Сортировочная, ТЧ-5 Нижний Тагил, ТЧ-1 Смычка.

Анализ заболеваемости проводится регулярно. Поэтому на сегодняшний день можно подвести итоги за девять месяцев и спрогнозировать, что удастся снизить уровень заболеваемости и утраты трудоспособности среди первой категории работников.

В рейтинге заболеваний лидируют болезни органов дыхания, на втором месте травмы. Заболевания органов дыхания можно уменьшить, если проводить регулярную вакцинацию.

Последние восемь лет проходит прививочная кампания против гриппа. Сейчас существуют хорошие однодозовые вакцины. Однако когда наши медицинские работники выходят с предложениями о вакцинации, то в ответ получают отказ. 

На сегодняшний день привито 62 % работников. Думаю, что к окончанию кампании, которая запланирована на 10 декабря, мы сможем вакцинировать порядка 90 % .

Надежда Шакирова,

председатель первичной профсоюзной организации вагонного депо Пермь:

– Работа по выполнению программы охраны труда позволила частично улучшить бытовые условия труда осмотрщиков вагонов: взамен деревянных сейчас устанавливаются модульные пункты обогрева. В этом году уже открыто пять пунктов обо-грева на ПТО и линейных участках, проводится работа по улучшению условий отдыха и приёма пищи. Укомплектованы дополнительные комнаты приема пищи. Мы понимаем, что от бытовых условий зависит не только производительность труда, но и здоровье работников, их настроение и, наконец, моральный климат в коллективе. 

При этом не всегда и не везде условия труда осмотрщиков вагонов являются благоприятными.  Так, на сегодняшний день нет программы и нет решений проблемных вопросов по улучшению технологических маршрутов технического  обслуживания вагонов. Вагонники поставлены в такие условия, при которых сложно качественно выполнять свою работу.

Визуальный осмотр и выделение неисправностей – основной путь обеспечения безопасности движения поездов. При этом необходимое освещение в парках остутствует. И, как следствие, страдает зрение работника, занимающегося осмотром.


Ирина Токарева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31