16 января 2021 21:28

16 января 2021 21:28

Инновационно не всё, что таковым зовётся

Технические новшества часто принимают с трудом, а модные слова – всегда с лёгкостью




Геннадий Аккерман,

завкафедрой «Путь и железнодорожное строительство»

 УрГУПСа, д. т. н.


Инновации. Это слово прочно обосновалось в нашем лексиконе. Оно быстро получило массовое употребление. И притом настолько массовое, что, похоже, утратило всякий смысл. Первоначальный-то уж точно. Что же в действительности можно считать инновациями? Мнением на этот счёт в беседе с корреспондентом «УМ» делится профессор Геннадий Аккерман.


– Геннадий Львович, предлагаю сразу условиться: в каком значении мы будем использовать термин «инновации»? Чтобы не было расхождений.

– Мне попалось такое значение. «Инновация», «нововведение» – внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процесса или продукции, востребованной рынком. Но, я так думаю, сегодня востребовано, а завтра – уже не востребовано, или наоборот. На мой взгляд, зыбкое понятие.

– Как, по-вашему, это слово воспринимается и употребляется в обиходе?

– Похоже, воспринимается именно как новшество. Но я сомневаюсь, что кто-то при этом знает, востребовано что-то рынком или нет, когда и как применяют те или иные инновации. Допускаю, что и многие из тех, кто употребляет этот популярный термин, сами точного его определения просто даже и не скажут.

– У вас есть объяснение, почему этот термин так популярен? Дань моде?

– Какого-то одного события, благодаря которому слово и получило массовое употребление, не припоминаю. Источником его появления могло послужить что-то, связанное, предположим, со «Сколково», но я не уверен, что так оно и было. Многие слова просто так цепляются – без видимых причин. Это даже и не дань моде, а желание показать учёность, прибегая к английским терминам.

– Вы упомянули «Сколково». Наверное, у каждого времени есть подобная сверхидея. Раньше строили БАМ, теперь – «Сколково». Кто-то поднимал целину, кто-то открывает Титановую и Силиконовую долины.

– Видите ли, всё это своеобразные бренды. Титановые предприятия, заводы и научно-исследовательские институты, которые там будут, они ведь и раньше работали. Просто им дали новый бренд. А это зачастую очень многое значит, правильно? Мы покупаем пальто или рубашку известных брендов. Они стоят дороже, хотя по качеству, возможно, такие же, как и остальные. Бренд играет важную роль для рекламы продукта. Титановая это долина, Силиконовая или какая-нибудь ещё. Все постоянно говорят о нанотехнологиях – тот же бренд.

– Можно ли назвать инновационную деятельность новаторством? Люди, которые что-то открыли, улучшили, относятся к инновационной среде?

– Кто у нас раньше звался новатором? Чаще всего это были рабочие, которые применяли свои приёмы в технологиях, меняли что-то в них. Хотя иногда и к учёным относили это слово – новаторы. Учёный, настоящий учёный, должен заниматься только новаторской работой. Что касается первооткрывателей, то это могут быть люди, которые занимаются инновациями – в своих областях.

– Если брать наиболее близкий вам путевой комплекс, в нём появляется что-то по-настоящему инновационное? Уже внедрённое и эффективное?

– За последние годы путевое хозяйство вообще совершило большой скачок. Применяются машины, которых раньше и в помине не было. Совсем недавно, в середине лета, на дороге состоялось показательное «окно». Демонстрировали путейскую машину на комбинированном ходу. В системе железнодорожных войск подобную технику используют давным-давно: различные экскаваторы, грузовые машины. У нас, в путевом комплексе, их применяют редко. Правда, сейчас уже появляются дефектоскопные лаборатории, которые могут ехать и по рельсам, и по автодорогам. Это ведь нововведение, а значит, и инновация.

– Предположим, что какая-то разработка много лет остаётся уникальной и востребованной, даёт эффект. Она по-прежнему будет инновационной?

– Для того, кто её придумал и десять лет эксплуатирует или двадцать, она уж точно не остаётся инновационной на десятый или двадцатый год. Но если вы, допустим, за рубежом что-то взяли, переняли и впервые применили у себя, то это будет инновационным по нашему определению. Кстати, те же машины на комбинированном ходу, мобильные дефектоскопы-лаборатории, в Америке и Канаде давно применяются. А у нас стали выпускаться максимум десять лет назад. И то дороги их не брали. Помню, мы пригнали на выставку в Нижний Тагил такую лабораторию, но интереса у командиров дороги она не вызвала.

– Почему? Тогда не было технических возможностей её использования?

– Я высказывался на эту тему, когда вёл курсы в Институте дополнительного профессионального образования при нашем университете. Речь шла о том же дефектоскопе на комбинированном ходу. Руководители дистанций говорили: а как же его пускать на перегон, нужно ведь давать «окно»! Хотя американцы выводят эту технику на перегон, не давая «окон». Есть расписание движения поездов, связь, и если, предположим, за дефектоскопом идёт поезд, он просто съезжает с пути, пропускает состав и продолжает работу. Но, понимаете, это всё требует отменной организации, а у нас она… не всегда имеет место быть.

– Возможно, тут проявилась обычная настороженность ко всему новому?

– И не без этого, конечно. Простой пример. Когда-то мы готовили хоздоговор по транспортному обеспечению Самотлорского и Советского месторождений нефти. Там никакой инфраструктуры не было. Озеро Самотлор, островки, на них – группы скважин. Туда нужно доставить вахту, построить одно, другое, третье, дом, баню. Всё очень дорого. И вот мы сравнивали виды транспорта, которые могли бы там функционировать. Рассматривали вариант с железной дорогой – широкой или узкой колеи. Приходит поезд с жилым вагоном, вагоном-баней, столовой, мастерской. Да, удобно, согласились с нами. Но! Понадобился для работы какой-нибудь инструмент или механизм – что, гнать за ними целый поезд? И предпочли проект автомобильной дороги, который мы тоже отрабатывали. К чему я клоню? Любое новшество требует хорошей организации. А что такое организация? То, за что люди должны отвечать. А если они не привыкли? Ну что ж, нужно их к этому приучать. Бывает, новшества с трудом приживаются.

– Геннадий Львович, известно: не всё то золото, что блестит. Как бы вы, обращаясь к этой поговорке, продолжили фразу: не всё то инновации…

– … которые таковыми называются. Или которые можно определить словом «нововведение», так оно будет ближе к поговорке «Не всё то золото, что блестит».


Наше досье

Геннадий Львович Аккерман родился в 1934 году в Калинине (Тверь). На кафедре «Путь и железнодорожное строительство» УрГУПСа (УЭМИИТ – УрГАПС) работает с 1965 года. Автор более ста статей, учебных и методических пособий. Многие его исследования связаны с проектированием и транспортным обустройством нефтяных и газовых месторождений Сибири, усовершенствованием элементов пути, развитием железных дорог. Ветеран труда. Почётный железнодорожник, почётный профессор УрГУПСа.


Как правильно?

Елена Климова,

литературный редактор:

– «Инновации» попали в русский язык из английского (innovation), а это слово произошло от латинского novatio (обновление, перемены) и приставки in (направление движения). И дословно получается – «в направлении изменений». Ещё в 80-е годы XX века этот термин даже не был зафиксирован в словарях русского литературного языка. Появился он только в «Толковом словаре иноязычных слов» 2006 года со значением «нововведение, новшество».

К несчастью для инноваций, слово это стало часто употребляться неверно и не к месту (скорее всего, вслед за премьером Дмитрием Медведевым). Постепенно оно обесценилось и сегодня наряду с «модернизацией» и «нанотехнологиями» воспринимается как герой анекдота, бессмысленное словечко-пустышка.

Нужно разобраться с точным значением. Казалось бы, в русском языке довольно похожих слов. Новинка, нововведение, новшество... К чему ещё один близнец? И – близнец ли? Эти слова не всегда заменимы. Товар мы назовём новинкой, а не новацией, а про закон «новинка» уже не скажешь. Для чего тогда «инновации»?

Посмотрим на определение. Инновация – это новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процесса или продукции. Главное здесь – качественный рост, даже можно сказать – скачок, прорыв, который повышает эффективность. Инновацией было появление iPhone, а ещё раньше – компьютера. Или пересадка сердца, кожи. Вечный двигатель, машина времени будут инновациями. А в стиральном порошке, туши для ресниц и шампуне ничего инновационного нет. Не верьте рекламе.

Инновация – узкоспециализированный термин. К сожалению, в 99 % случаев его употребляют не к месту. Если сомневаетесь – откажитесь от этого слова. В русском языке достаточно синонимов. А инновационное открытие или нет – покажет время.



Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31