21 января 2021 04:37

21 января 2021 04:37

Идеи витают в воздухе

Чтобы их уловить, нужно быть внимательным к мелочам

Как настроить коллектив на творческий лад и разбудить в коллегах тягу к новаторству? Ответ на этот вопрос знает главный инженер Егоршинской дистанции СЦБ Валерий Волков. В этом году на слёте «Ринг идей» он получил звание «Лучший организатор технического творчества». Почти половина его команды увлечена рационализаторством и успешно внедряет свои идеи в производство.


Формула новатора

Профессиональным секретом Валерий Николаевич делится охотно: его опыт может пригодиться другим предприятиям Свердловской железной дороги.

– Несколько лет назад в нашей дистанции вопросы рацпредложений курировал инженер, и работа продвигалась вяло, – рассказывает Волков. – Когда я стал главным инженером, взял всё в свои руки, включился в дело всей душой. Мне кажется, этот вопрос должен двигать именно руководитель. Нужно, чтобы он стал идеологом, культивировал и направлял. Из 130 человек, что сегодня трудятся в Егоршинской дистанции, более 50 – рационализаторы. И им не нужен план, они сами с радостью оформляют идеи.

Для главного инженера работа с новаторами – это общественная нагрузка. Вот почему время на неё приходится выкраивать из выходных. А в рабочие будни нужно пропагандировать дело среди коллег.  Настроить людей на техническое творчество – задача не из простых. Хорошей мотивацией служит вознаграждение. Но не всегда. Бывает, железнодорожники придумают ноу-хау, а оформить его ленятся. Большое подспорье для Волкова – опытные разработчики. Они занимаются усовершенствованием уже по привычке. Им важно даже не поощрение, а моральное удовлетворение от дела. Куда сложнее с молодыми. Впрочем, многие из них уже тоже вовлечены в этот процесс.

– Но специфика нашей отрасли такова, что мы вынуждены вписываться в рамки, – вздыхает герой. – Многое уже оговорено документами, и творчество здесь недопустимо. Поэтому некоторые предложения так и остаются на уровне идей.

Среди опытных новаторов дистанции – инженеры по технической документации Галина Соколова, Галина Перминова и Валентина Вагина.

– Я тридцать с лишним лет занимаюсь рацио-нализаторством, – подключается к разговору Галина Соколова. – Мне интересно, когда у проблемы нет типовых решений, и нужно придумать что-то новое. В этом году я подала уже 18 предложений. Некоторые дорабатываю как раз сейчас. Одно из них касается охраны труда. Думаю, к концу года идей наберётся свыше двадцати...

На линии усовершенствованием занимаются многие железнодорожники. В их числе – старшие электромеханики Леонид Сахно, Сергей Чапушев и Николай Уфимцев, а также электромеханики Олег Шестаков, Эдуард Бобков, Валерий Валиулин, Даниил Гладышев, Артём Антонов и Дмитрий Солодков. Не так давно свои наработки представил водитель Андрей Костшевский: он подал четыре предложения по экономии топливных ресурсов.


Свежим взглядом

Самому Валерию Волкову — главному вдохновителю – тоже принадлежит немало идей. 

– Стараюсь вовлекать коллег своим примером. Мне с детства нравится заниматься техническим творчеством. Возможно, образцом послужил отец – военный и радиоинженер. Первый детекторный приёмник я собрал аж в третьем классе. Правда, он не работал. Впрочем, в деревне, где я родился, не ловило никакое радио, – улыбается собеседник.

За месяц сам Валерий Волков способен создавать от пяти до десяти рацпредложений. Лучшие из них приходят в голову во время поездок на линию.

– Но бывают и исключения: рацпредложение может мне даже присниться! – говорит главный инженер. – Когда приезжаешь на участки, видишь обстановку свежим, незамыленным взглядом. И сразу понимаешь, что нуждается в упрощении или усовершенствовании, что нужно сделать эстетичней, а что – технологичней. Имеет значение и опыт работы. Когда глаз намётан, проблемные места выявляются без труда. Заметив что-то, могу дать подсказку работникам, натолкнуть их на мысль. И так потихоньку они тоже принимаются за рацио-нализаторство. К примеру, однажды я инициировал предложение по переносу управления одной из стрелок станции Ирбит на пост ЭЦ: прежде она работала от 48 аккумуляторов. Идея была отработана Надеждой Юрпаловой и Сергеем Чапушевым.


Удачный альянс

По мнению собеседника, самые его яркие предложения разработаны вместе с коллегой, заместителем начальника дистанции Михаилом Кожевиным. Уже не раз по итогам дорожных слётов рационализаторов СвЖД они вместе занимали призовые места.

– Мы подпитываемся идеями друг от друга. Например, одна из них пришла, когда мы были на станции Стриганово после грозы, где устраняли отказ, – вспоминает Волков. – В сфере автоматики и телемеханики есть острый вопрос – поиск пониженного сопротивления изоляции электрических цепей. Представьте себе: огромная электроустановка, почти как релейная, и вдруг где-то произошло протирание проводов или пробой изоляции. Обнаружить такую поломку среди десятков тысяч проводов крайне сложно. На это может уйти целая неделя! А сколько работников потребуется! К тому же придётся останавливать поезда. У каждого эсцебиста свои способы поиска такого отказа. Нам же с коллегой пришла необычная идея: в цепи короткого замыкания мы решили подать определённую частоту и индикатором искать пониженную изоляцию. В результате пробой был найден за пять минут. А буквально недавно это же рацпредложение мы эффективно применили на станции Костоусово. Информационную карту с идеей распространили на все дистанции СЦБ. Хочется верить, что наработки используют. Недавно я узнал, что подобную технологию разработали на Дальневосточной железной дороге. Но они собрали новое устройство. Преимущество же нашего способа в том, что он не требует дополнительных вложений. Оборудование для поиска неисправности есть в каждой дистанции.


Отстоять и внедрить

Ещё одно рацпредложение Волкова стало настоящей находкой для Егоршинской дистанции. Лет пять назад на СвЖД обострилась ситуация с нормированием проложенных кабельных линий. Где их прокладывали? Давно или недавно? Никто этого не учитывал.

– Когда появились навигационные комплексы, мы первые решили записывать расположение кабельной трассы, – рассказывает рационализатор. – Это может быть трасса старая, которая обнаружена с помощью генератора. Или новая – её укладывают, а информацию сразу заносят в базу данных. В будущем это поможет с лёгкостью находить кабели, которые проложены далеко от железной дороги.

Самые ценные разработки для Волкова – это те, что дались «с боем». Мало придумать идею, нужно её защитить и отстоять перед службой автоматики и телемеханики.

– Одним из таких стало рацпредложение по поводу экономии электроэнергии. На станциях Кунара, Рефт, Алапаевск и Стриганово у нас работают стативы питания СП 50/25, на которых установлены преобразователи частоты для питания рельсовых цепей. Таких преобразователей там аж восемь. Два из них установлены лишь для создания опорного напряжения. Каждый вхолостую потребляет порядка 400–450 ватт. Это непомерно много! Уже давно мы предлагали заменить два преобразователя на один маленький, который потребляет в пять раз меньше энергии. Но данная установка типовая, и по правилам в ней ничего менять нельзя. Было сложно доказать необходимость замены. Лишь в прошлом году нам это сделать удалось. И в итоге было сохранено огромное количество электроэнергии – десятки тысяч киловатт за год. Представьте, что будет, если подобное провести на сети дорог... Такие мысли рождают ещё больший интерес к техническому творчеству.


Кстати


Валерий Волков занимается усовершенствованием не только на производстве, он применяет свои способности и дома: активно использует технологии энергосбережения и электробезопасности. С помощью специальных установок он обезопасил свой дом от грабителей. Дверь в его квартиру не открыть никаким ключом. Шестилетний сын Волкова уже сейчас говорит, что мечтает стать изобретателем, хотя таким словам его никто не учил. Похоже, ген рационализаторства всё же передаётся по наследству...

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31