24 января 2021 05:44

24 января 2021 05:44

Как капля нефти стала «каплей жизни»

Попасть в город Когалым можно по воздуху, автомобильной трассе <br />
и с помощью железной дороги

Моё знакомство с северным городом Когалым состоялось два года назад во время командировки. Получив колоссальное удовольствие от общения с начальником местного вокзала Людмилой Голубцовой, которая уже была героиней одной из публикаций нашей газеты, я отправилась на экскурсию по городу. Бродила по улицам с фотоаппаратом в руках и никак не могла поверить, что ещё 35 лет назад на месте этого современного города было обыкновенное болото...


Как на картинке

Впервые оказаться в типичном северном городке – событие на всю жизнь. На каждом шагу – удивление. На улицах нет привычной на «большой земле» грязи и мусора. Здания из красного кирпича подчас сливаются с плиткой, уложенной в качестве асфальта. Здесь нет старины и контрастов. Здесь всё новое. Самые старые дома были построены три десятилетия назад. Но разве это срок? Ровные улицы, мощёные площади, дорожки, черепичные крыши… Я будто оказалась внутри одной из картинок, что рисуют архитекторы современных жилых комплексов.

А начиналось всё непросто. В 1971 году здесь, среди лесов и болот, обнаружили несколько месторождений нефти. В 1975 году в тайге высадились первые строители: они приехали сюда, чтобы возвести железную дорогу Сургут – Коротчаево. Ещё через год был сформирован посёлок Когалымский. Открытие нефтяных месторождений стало привлекать людей со всех уголков нашей страны. Специалисты нефтяной отрасли исследовали почву и осушали болота. И вот в 1978 году им удалось добыть первую тонну нефти! Городом же Когалым стал в 1984 году.

Именно нефть вдохнула жизнь в этот болотный край. Об этом жителям и гостям города сегодня напоминает памятник «Капля жизни», который установлен на главной городской площади. Его автор – заслуженный художник России и скульптор Андрей Ковальчук.


Северное сияние

Официально в Когалыме постоянно проживает около 50 тысяч человек. Но говорят, вместе с вахтовиками, то прибывающими в город, то покидающими его, численность населения – 70 тысяч. И в те дни, когда очередная группа рабочих приезжает на вахту, на север идут полные поезда. А на вокзале с особой интенсивностью кипит жизнь.

– В Когалыме и городках близ него суровый климат, – рассказывает Константин Марьин, нефтяник, работающий по вахтовому методу. – Зима здесь длится с сентября по апрель. Летом – духота, комары и мошки. Бывает пасмурно. Частенько случаются перепады атмосферного давления и температуры воздуха. Но зато здесь можно увидеть потрясающее природное явление – северное сияние…


Летопись России

В рабочем городе много и культурной жизни. При желании можно посетить музей изобразительных искусств. Кроме того, именно здесь расположен весьма любопытный монумент «Летопись России». Его стремится запечатлеть каждый путешественник. Он и правда выглядит очень зрелищно: несколько гигант-ских книг сложены друг на друга в огромную стопу. Не сразу разберёшь, к чему здесь всё это. Но приглядевшись, в стопке удаётся различить книгу «Повесть временных лет», и «Русскую правду», а также многие другие старинные произведения и летописи. Автор работы – известный скульптор Зураб Церетели. Говорят, с помощью этого монумента он пытался изобразить преемственность традиций и устоев жизни, связь времён и поколений.

В атмосферу прошлого в этом современном городе можно погрузиться лишь возле храмового комплекса Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря. Он выполнен в псково-новгородском стиле XVI века и, конечно, немного выбивается из общей картины.


Город и его люди

Стремлюсь отыскать в Когалыме нечто более традиционное и типичное для северного края. И нахожу. Местный краеведческий музей – настоящая находка для тех, кто мечтает познакомиться с бытом и культурой хантов, которые, кстати, когда-то здесь массово жили.

Перед тем как вновь вернуться на вокзал, прохожу возле ледового дворца «Айсберг», у молодёжного центра «Метро», близ парка боевой техники и парка с фонтаном. К вечеру на улицах появляется много людей, и город оживает. Через несколько минут, когда стемнеет, повсюду зажгутся фонари и улицы окрасятся в новые цвета. Но мне уже пора на поезд. Обязательно задержусь здесь подольше в следующий раз…

…Говорят, о городе нужно судить по людям. В поездке мне довелось познакомиться с несколькими жителями, большинство из которых – железнодорожники. Все они оказались внимательными и отзывчивыми, а также крайне интересными собеседниками.


Кстати

Название города Когалым в переводе с языка хантов означает «болото», «топь» и даже «гиблое место».


Прямая речь

Людмила Голубцова,

начальник вокзала станции Когалым:

– В северный посёлок Когалымский приехала 25 декабря 1983 года. Вместо здания станции здесь стоял вагончик. Запомнилось, как я в валенках и пальто пробиралась по снегу к нему. В 1984 году Когалыму присвоили статус города, а 10 октября городской вокзал был сдан в эксплуатацию.

Многие люди поначалу едут на Север за заработком, хотят накопить денег. Но часто так и оседают здесь, привыкают. Север притягивает. Хочется познать все прелести и сложности жизни в этих краях. Я всегда привожу простой пример: бабушки, которые щёлкают семечки, сидя на лавочке, не уходят, пока не закончат. Также и мы, северяне, не уедем, пока не выпьем эту чашу до самого дна.


Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31