27 января 2021 19:59

27 января 2021 19:59

Чистые помыслы

Природоохранная деятельность будет в приоритетах наступившего года

Эдуард Рябухин,

начальник Центра

охраны окружающей среды


Российские железные дороги присоединяются к объявленному в России Году охраны окружающей среды. Компания уже представила программу мероприятий в поддержку этой инициативы. Они призваны обеспечить конституционное право человека на благоприятную окружающую среду.


– Мы живём в период интенсивного развития промышленности. И понимаем, что исключить воздействие производства на человека и природу невозможно. Однако есть чёткие нормативы качества окружающей среды и экологической безопасности. Например, по выбросам загрязняющих веществ и размещению отходов. Или по сбросам в окружающую среду сточных вод. Если нормативы соблюдать, не будут проявляться побочные факторы, влияющие на человека. Такая среда может считаться благоприятной. Нормативы эти выполнимы при соблюдении всех технологий, качественном ремонте техники, оборудования.


Европа и Россия

– Эдуард Анатольевич, врачи говорят: здоровых людей нет. А можно ли, по аналогии, создать в наше время благоприятную окружающую среду?

– Можно. Но, опять-таки, при соблюдении нормативов, которые определяют санитарные врачи, и выполнении норм природоохранного законодательства. Страны Западной Европы и  США к этому пришли. Хоть и через десятилетия. Перед этим они достигли критической отметки, когда были уничтожены едва ли не все природные ландшафты и леса естественного происхождения. Фауна крупнейших рек просто-напросто вымерла – до такой степени их загрязнили.

Вот тогда отношение к окружающей среде изменилось в корне – это же самое важное! А следом началось и усовершенствование законодательства, и техническое перевооружение производств, и замена устаревших технологий, и рекультивация нарушенных территорий, и очистка рек. Сейчас, приезжая в Западную
Европу, мы ведь наслаждаемся? Почти все парки и леса у них – это окультуренный ландшафт. Но там создана благоприятная окружающая среда.

– Мы тоже достигли критической отметки, точки невозврата? Или пока всё же действуем на упреждение, обращаясь к опыту европей-ских стран?

– Да, по отдельным регионам у нас есть города с критической экологической обстановкой. Екатеринбург и Нижний Тагил входят в десятку самых грязных городов России. В каком-то смысле мы уже дошли до точки, и если ситуацию не переломить на данном этапе, то затем начнутся необратимые последствия.

Сегодня уже никого не удивляет то, что дети рождаются с тяжелейшими заболеваниями. Происходят и генетические мутации, которые приводят, увы, к самым печальным послед-ствиям. Уровень онкозаболеваний растёт. Климат меняется, исчезают целые популяции и виды животных. А что будет дальше?  

Пока ещё большая часть территории нашей страны представляет собой естественные ландшафты. Так не лучше ли сейчас переосмыслить отношение к окружающей среде? Остановиться, задуматься. Сделать максимум для того, чтобы сохранить эти богатства в нетронутом виде и для будущих поколений.

Политика государства меняется как раз в таком ключе, в соответствии с принятой в мае прошлого года концепцией экологического развития. И самое в ней важное, на мой взгляд, касается презумпции экологической опасности в отношении абсолютно любой производственно-хозяйственной деятельности.

Всем предприятиям и производствам теперь придётся доказывать свою экологическую без-опасность. Иначе к ним будут применяться экономические санкции. Законодательство наверняка ещё изменится – в сторону увеличения штрафов, но и стимулирования экологически ориентированных производств.

– Государство ведёт активную политику в сфере экологии, предприятия доказывают свою экобезопасность. А что делать простому гражданину?   

– Начинать всегда надо с себя. Люди требуют благоприятных условий жизни и создают их, например, у себя в квартире. Но за её пределами кто-то считает допустимым выбросить мусор, где попало. Они забывают основной постулат экологии – круговорот веществ в природе. Мусор лежит и гниёт. Выделяются канцерогенные вещества, их разносит ветер, и мы всем этим дышим. Почему не использовать существующую экоинфраструктуру? Хотя бы примитивную.

Пример, касаемый непосредственно железной дороги. В полосе отвода появляются всё новые и новые свалки твёрдых бытовых отходов. И они явно не относятся к деятельности предприятий дороги. Характерно, что возникают такие свалки близ гаражных кооперативов и садоводческих товариществ. Это к слову об ограниченности сознания некоторых наших граждан: свой участок поддерживаю в идеальном состоянии, а всё, что за высоким забором, не моё.


Вся сеть и дорога

– Железнодорожный транспорт ведь оказывает минимально негативное воздействие на природу как один из самых экологически чистых. Верно?

– Да, его воздействие на окружающую среду не превышает одного процента. Но это вовсе не значит, что нам можно устраниться от нерешённых вопросов:  у нас они те же, что и в целом в государстве.
РЖД – экологоориентированная компания, о чём говорилось не раз. И неслучайно в минувшем году она была удостоена почётного диплома лидера природоохранной деятельности России.

– Разработанная компанией программа Года охраны окружающей среды будет универсальной для всей сети или оригинальной на
каждой дороге?

– Естественно, мы эту программу под себя, под условия конкретного региона дороги адаптируем, какими-то положениями дополним.
Но все они будут, в первую очередь, имиджевыми. Программа направлена именно на популяризацию экологической деятельности, на то, чтобы поднять её статус, изменить сознание наших коллег, их отношение к окружающей среде. А в каких-то случаях, наверное, придётся даже ломать устоявшиеся взгляды.

– Как же вы намерены повышать статус экологической деятельности? И менять отношение к этому вопросу работников, разрушать стереотипы?

– Первым делом мы намерены разъяснить, что же такое окружающая среда и природоохранная деятельность. Складывается впечатление, что у работников некоторых предприятий, в том числе и у руководителей, нет даже понимания значимости этих вопросов. Поэтому многие пункты нашей программы будут
информационно-просветительскими – предусмотрены и ликбезы, и техучёба.

Вновь, как и в прошлом году, проведём конкурс на лучшее структурное подразделение в сфере природоохранной деятельности. Это тоже инструмент повышения её статуса.
Те же акции по высадке деревьев, уборка территорий конкретных предприятий и массовые субботники. Подобные мероприятия не требуют серьёзных затрат, но всегда привлекают внимание и дают результат.

– Представьте ситуацию: Вы лично или ещё кто-то из экологов случайно увидели свалку или коптящий тепловоз. Какими будут ваши действия?

– Конкретными. По тем же свалкам мы из года в год проводим комплексную инвентаризацию и составляем планы их ликвидации. Только за прошлый год убрали более сотни таких свалок в полосе отвода. Где-то они появятся снова, к сожалению, но мы всегда оперативно фиксируем места скопления отходов.

Что касается предприятий железной дороги, любому экологу известно, куда приехать с проверкой или аудитом. Знаете, есть гостевые маршруты, где всегда чистенько, прибрано.
Но экологи ходят другими путями. Не забывают и за угол заглянуть, «прославившиеся» раньше цеха или участки посмотреть.

Когда мы эти свалки выявляем и потом руководителей туда приводим, им самим
бывает стыдно. Это тоже один из элементов воспитания. Идёшь на предприятие, показываешь свалку руководителю, тот организует
ликвидацию этих безобразий и потом сам
следит, чтобы подобные казусы не повторились.

– Эдуард Анатольевич, закончится Год -охраны окружающей среды. При каких именно результатах, показателях работы Вы будете им довольны?

– Во-первых, я буду доволен результатами, когда руководители всех уровней поймут, что такое природоохранная деятельность, как её выстраивать. И, во-вторых, когда изменится отношение каждого работника. Когда все запомнят: отработанное масло нельзя сливать в систему бытовой канализации, а отходы разных классов опасности складывать в один и тот же контейнер. При этом я не фантазёр и осознаю, что одним годом не обойтись. Такое воспитание идёт с детских лет, с семьи. Но мы не последний день работаем. Со временем нам удастся кардинально изменить положение дел в природоохранных вопросах.


137 млн


рублей направила за прошлый год Свердловская дорога на обеспечение экологической безопасности



Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31