19 января 2021 11:14

19 января 2021 11:14

Где Шардаков – там новые идеи

Экономический эффект от внедрения рацпредложений смекалистого электромеханика<br />
превысил 180 тысяч рублей

Под занавес уходящего 2012 года начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов подписал распоряжение «О подготовке СвЖД к участию в смотре-конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД»-2013». Отныне главные инженеры структурных подразделений должны будут ежемесячно оценивать качество рационализаторской и изобретательской работы. Пожалуй, одним из рекордсменов по части рацпредложений уже
сейчас можно смело назвать старшего электромеханика Пермской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Владимира Шардакова. 


Застать Владимира Яковлевича в мастерской цеха ремонтно-технологического участка станции Пермь-2  – его «порту прописки» – н-епросто. Гораздо чаще он находится в пути – в дальних разъездах и командировках. В течение нескольких недель перед Новым годом Владимир Яковлевич с коллегами занимался пуско-наладочными работами на станции Григорьевская. 

Владимир Шардаков – весьма незаурядный человек. Но когда о нём заходит речь среди коллег, они вспоминают, прежде всего, не о его работе. Сразу восклицают: «Шардаков? Так он же в одиночку воспитал такую замечательную дочь!» Ольга летом этого года вышла замуж.
На мой вопрос к дочери, насколько трудно было её родителю ездить по командировкам на объекты и одновременно быть хорошим отцом, она ответила:

– Папа совершил настоящий подвиг. Он один воспитал меня. Могу только догадываться, как тяжело ему приходилось. Учил постоять за себя. Помню, в первом классе меня толкнул мальчик, и я ему ответила так, что он скатился с невысокой лестницы. Пострадал не сильно, но папу вызвали в школу. И после этого отец меня даже не отругал. Вообще,
он всегда меня поддерживал и во всём помогал в любой ситуации.

На дистанции знают, что на Шардакова можно положиться. 

– Это абсолютно надёжный и безотказный человек, – рассказал корреспонденту «Уральской магистрали» его коллега, ведущий механик участка механизации ШЧ-2 станции Пермь-2 Владимир Ошмарин. – Вот совсем недавно он отработал дневную смену, конечно, устал, мог пойти домой, но, когда его попросили поехать на регулировочные работы на блок-посту станции Верещагино – сразу согласился.
И, причём, уехал в ночь, так как нельзя было откладывать.

В семье Владимира Шардакова не было родственников, связанных со стальной магистралью. Кроме его мамы, работавшей врачом в дорожной больнице. Парень ходил в железнодорожную школу, и друзья уговорили его записаться в кружок, где изучали работу подвижного состава и станций. Школьников особенно привлекала возможность летом съездить в Свердловск на Малую железную дорогу.
Постепенно парень начал думать о выборе профессии. И после школы поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта. Выбрал специальность «Автоматика и телемеханика». Получил квалификацию «техник-электрик» и стал работать в Смычкинской дистанции. Правда, недолго – призвали в армию. После службы его направили в линейный цех на станции Пермь-Сортировочная.
Первый наставник Шардакова, механик Виталий Немтин, был всего на год старше стажёра. Любил по-вторять: «учись на моих ошибках».  Шардаков и учился. Начал работать в должности напольного механика – обслуживал путевые коробки с приводами, электросигналам. Через три года ему доверили смену дежурного на посту ЭЦ. Постепенно он становился настоящим профессионалом, отличным специалистом и грамотным руководителем.
Подчинённые знают, что он предъ-являет высокие требования сначала к себе, а потом – к коллегам.

В 2011 году встал вопрос о том, кому возглавить производ-ство монтажных работ и включение в электрическую централизацию станции Пермь-2. Руководство совещалось недолго: это должен быть Шардаков. Он принимал самое активное участие в пуско-наладочных работах по всей Свердловской железной дороге, так что опыта ему не занимать. В 2009 году на станции Пермь-Сортировочная успешно
работал над устройством предотвращения несанкционированного выезда подвижного состава на главные маршруты приёма-отправления поездов. Ответ-ственность огромная – от качества работ в большой степени зависела безопасность движения поездов. И он справился. Владимир Яковлевич участвовал и во включении устройств автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и центральным размещением аппаратуры (АБТЦ-4) на перегонах Курья – Оверята, Чайковская – Григорьевская, Демьянка – Перил, Куть-Ях – Сивысь-Ях. Его новаторский подход и природная смекалка дали большую экономию эксплуатационных расходов. Шардаков и его коллеги работали над устройствами переключения на фронте удлинения путей на участках Чайковская – Григорьевская, Пермь-Сортировочная – Пермь-2.
Таким образом, обеспечивалась более высокая пропускная способность поездов повышенного веса и длины.

Важная отличительная черта Владимира – творческий подход к работе, новаторство. Только за четыре года, с 2007 по 2011 год он подал 12 рационализаторских предложений, обеспечивающих безопасность движения поездов и улучшающих условия труда работников участка. Экономический эффект от их внедрения составил 182 тысячи рублей. На станции Григорьевская, где Владимир Яковлевич проводил пуско-наладочные работы со своей бригадой, проблема выявилась ещё на этапе чтения рабочих чертежей.

– В соответствии с техническим заданием нам необходимо было перевести диспетчерскую систему управления «Минск» на систему «Сетунь», – рассказал Владимир Яковлевич. – Мы всё сделали, но тут неожиданно выявился один серьёзнейший конструкторский просчёт. В проекте разработчики из института заложили в схему автоматический перевод стрелок с поста ЭЦ, однако допустили ошибку при управлении с диспетчерского пульта. Если бы мы смонтировали пост и оставили так, как предлагал по схеме институт, то диспетчер не смог бы выполнять свои прямые обязанности в нештатной ситуации – осуществлять перевод стрелок. Грубо говоря, от его пульта управления до стрелки по-просту не оказалось проводов. Мы разобрались и доработали схему. После этого
созвонились с институтом и рассказали о проблеме и своём решении. Они с нами согласились. Конечно, можно было бы оформить нашу доработку как рационализаторское предложение и применять его в дальнейшем на других постах, где идёт замена «Минска» на «Сетунь», но проектировщики в институте отреагировали быстро и изменили чертёж в соответствии с нашими исправлениями.

Другому рационализаторскому предложению Шардакова повезло больше – его внедрили. 

– Наша бригада проводила наладку электрооборудования на
объединённом посту станции Пермь-Сортировочная и на посту ЭЦ станции Курья. Я обратил внимание на то, что контрольная аккумуляторная батарея поста ЭЦ подаётся в релейный шкаф входного светофора. При повышенной запылённости или влажности возможно электрическое замыкание кабеля при недостаточной его изоляции. Если это случится, то весь
объект, то есть пост ЭЦ, может выйти из строя. Я предложил подключить дополнительный штепсельный блок питания БПШ, работающий от 220 В с выходным напряжением 12 В. Таким образом, в случае экстренной ситуации и замыкания, выйдет из строя только отдельный элемент, который можно быстро заменить. Это решение было оформлено как рацпредложение. 

За многолетний и добросовестный труд на железнодорожном транспорте и высокие производственные показатели Владимир неоднократно поощрялся грамотами и ценными подарками руководства дистанции, отделения дороги, благодарностью начальника дороги. В 1994 году Шардакову вручили именные часы от МПС за успешные испытания нового опытного образца УЗС-86 – устройства закрепления состава системы Пачеса. Первоначально это приспособление придумали и изготовили в экспериментальном цехе локомотивного депо Пермь-2, которым руководил Николай Пачес. Он вместе с инженером Евгением Бабушкиным разработал УЗС-82, которое удерживало отцепленные от локомотива составы большого веса на любых допустимых наклонах.
По замыслу разработчиков устрой-с-тво заменяло бы до 20 тормозных башмаков. Эксплуатационные испытания проводила бригада Владимира Шардакова. У аса-испытателя нашлось множество замечаний, над которыми в дальнейшем думали конструкторы. И уже следующая модификация УЗС-86 показала на ходу более эффективную работу. Это устройство было внедрено в  производство и на других дорогах.

Коллеги Владимира Яковлевича уверены: если его направили на реконструкцию или монтаж объекта – жди от него очередного рацпредложения.


Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31