23 января 2021 12:59

23 января 2021 12:59

Первый помощник в компании

Качественному корпоративному изданию по плечу много задач, в том числе – просвещать

Юрий Чемякин, 

доцент департамента «Факультет журналистики» Уральского Федерального Университета


13 января в России отмечается День печати, профессиональный праздник работников газет. «Уральская магистраль» – часть большого сообщества периодической прессы. Но издание наше не совсем обычное. Мы являемся отраслевым СМИ крупнейшего холдинга «РЖД». Чем корпоративные издания, такие, как наше, могут быть полезны читателям? Об этом и не только мы разговариваем с нашим собеседником.


– Юрий Владимирович, когда-то отраслевые СМИ были экзотикой. Активно ли они возникают и развиваются сейчас?

– Не берусь назвать точное количество таких газет, ведь многие из них выходят тиражом менее тысячи экземпляров. А значит, не зарегистрированы как СМИ, то есть их сложно «отследить». К тому же ежегодно возникают и прекращают существование десятки изданий. По оценкам экспертов, в России издаётся более шести тысяч корпоративных газет, а в Свердловской области – свыше двухсот.

Обычно компания начинает выпускать собственное СМИ при достижении численности штата в 500 человек. На сегодня лидирующие отрасли в издании корпоративных газет — это производственные и энергетические, фармацевтические, транспортные и телекоммуникационные компании. В нашей стране и особенно в промышленно развитой Свердловской области важную часть корпоративной печати составляет заводская пресса. Многие из газет издаются еще с 1920-х годов. Например, «Верх-Исетский рабочий». Также серьёзный пласт составляют издания учебных заведений.

– Хорошая газета – большой помощник для предприятия. Какие задачи по плечу такому изданию?

– Качественное корпоративное СМИ способно повышать лояльность работников к предприятию, информировать, налаживать коммуникации по вертикали и горизонтали, мотивировать на добросовестный труд, формировать чувство вовлечённости сотрудников в дела предприятия, укреплять позитивный имидж фирмы, а также объединять многочисленный и территориально разрозненный коллектив на основе общих целей и ценностей.

Особую роль газета приобретает в периоды кризисов, объединений, слияний и прочих реструктуризаций. В такие времена издание может стать важнейшим инструментом антикризисного управления. Пример тому –
газета УрФУ «Уральский федеральный», которая и по сей день способствует сглаживанию недовольства и напряжённости, возникших в коллективе после объединения двух вузов – УрГУ и УГТУ-УПИ.

– А по силам ли корпоративному изданию сложные социальные функции – просвещения и образования?

– Вполне по силам. И у меня есть примеры. Сотрудники газеты «Синар-ский трубник» организуют в редакции мероприятия, которые способствуют повышению эрудиции, культурного уровня работников предприятия и их детей – это различные конкурсы и викторины. Для «корпоративок» не свойст-венна погоня за тиражами, поэтому здесь не найти скандалов-сенсаций «жёлтой прессы». Здесь чаще, чем в других СМИ, печатают интересные исторические и краеведческие очерки.

– Кстати, о мероприятиях. Великая сила – обратная связь…

– Вот вам яркий пример. В компании «РУСАЛ» регулярно проводились круглые столы с участием администрации, представителей редакции газеты
«Вестник РУСАЛа» и членов дискуссион-ного клуба. И когда руководители компании пришли к выводу о необходимости создания «Кодекса корпоративной этики», отражающего основные ценности предприятия, к разработке важного документа были привлечены почти все работники. Обсуждение Кодекса велось на семинарах и конференциях, но основной площадкой для дискуссий стала именно газета.

– Юрий Владимирович, какой корпоративная пресса быть не должна?

– Самое худшее, что можно придумать – это наполнять газету сплошными хвалебными одами в честь компании и парадными фотографиями её руководителя. Такое издание никто не будет читать и принимать всерьёз.

Газета – визитная карточка, лицо компании. Только интересное и востребованное СМИ может эффективно выполнять свои задачи. А чтобы оно было таким, нужен творческий подход к его созданию. Здесь должно быть разнообразие жанров, яркие тексты и иллюстрации. В газете стоит освещать темы, действительно волнующие читателей. В том числе и проблемные, острые вопросы. Иногда не писать о них просто невозможно, даже глупо и вредно. При этом важно правильно расставить акценты, грамотно подать информацию. От корпоративных изданий уместно требовать приближения к «идеалам журналистики» – в плане затрагиваемых тем и особенностей их рассмотрения, привлекаемых источников информации.

– А в плане объективности? Возможна ли свобода творчества и критики в корпоративном СМИ?

– Конечно, полной свободы в таком издании быть не может. Если где-то она есть, хотел бы взглянуть на это странное и загадочное явление: учредитель платит деньги, а собственная газета при этом его критикует. Полная свобода невозможна ни в одном нормальном СМИ, ведь везде есть определённый формат и требования издателя. Просто в корпоративных изданиях эти рамки более жёсткие. Убеждён: такие газеты выгодно отличаются от других, ведь не скрывают, что представляют интересы той или иной компании.

– Как же найти золотую середину – следовать законам журналистики и выполнять требования издателя?

– Здесь важен профессионализм, «чутьё» редактора и сотрудников. С одной стороны, превращение газетных полос в списки награждённых противоречит законам журналистики. Но, может быть, это вполне согласуется с принципами внутреннего пиара? Редакции нужно работать над красивым, творческим оформлением тех же
«досок почёта».

– Какие издания могут служить образцом для подражания?

– В Свердловской области немало профессиональных корпоративных газет. Это СМИ Верх-Исетского метзавода, корпорации «Уралвагонзавод», артиллерийского завода № 9, Первоуральско-го динасового завода, УГМК-холдинга. Немало качественных изданий и у некоммерческих организаций и учреждений культуры. Так, познавательную и красиво оформленную газету выпускает для своих зрителей Екатеринбургский театр оперы
и балета.

Достойной газетой считаю и «Уральскую магистраль». Но советую усилить аналитическую составляющую, работать над ещё более интересной и разнообразной подачей информации. Также рекомендую использовать больше инфографики, лучше продумывать иллюстрации к материалам, публиковать рисунки – они привлекают внимание. Слишком длинные тексты, говоря профессиональным сленгом, «кирпичи», стоит украшать оформлением. Желаю вашей газете дальнейшего развития!


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31