18 мая 2021 20:18

18 мая 2021 20:18

Из породы «левшей»

Тягу нашего героя к техническому творчеству предопределило место его рождения в городе умельцев и оружейников

Начальник конструкторского отдела Дорожного конструкторско-технологического бюро Свердловской магистрали Александр Бирюков признан лучшим изобретателем ОАО «РЖД». Выбрать непростую, но увлекательную стезю он решил ещё в детстве. Во многом на это его вдохновил пример знаменитых земляков-туляков, в том числе, литературный персонаж произведения Николая Лескова.


Всё началось с того, что шестиклассник Саша прочитал «Руководство по управлению самолётом Ан-2». Книга настолько увлекла мальчугана, что он загорелся идеей изобрести такой тренажёр, который бы имитировал полёт не только на этой модели, но и на других самолётах. Правда, со временем интерес к авиатехнике пропал, но желание творить осталось.


Братья-конструкторы

Изобретателем хотел стать и брат-близнец Александра Гранитовича – Георгий. А их отец поощрял желание сыновей.

– Нашими любимыми игрушками были конструкторы, – вспоминает Александр Бирюков. – Сколько помню, постоянно с братом что-то собирали и мастерили.

Окончив школу, наш герой поступил на
машиностроительный факультет Тульского политехнического института. Кстати, спустя год этот вуз выбрал и Георгий. Поступил на те же самые факультет и специальность «Полигонные установки». 

– Нам с братом всегда есть, что обсудить друг с другом, – делится изобретатель. – А когда оба стали конструкторами, тем более появилась масса общих тем. Правда, Георгий занят на производстве оборудования для пищевой промышленности. Однажды даже вместе придумали нож для более тщательной очистки костей мелкого рогатого скота от мяса. Вроде бы на первый взгляд ерунда, а эта разработка оказалась очень полезной.


С парты – за кульман

После окончания вуза Александр Бирюков работал в Тульском Конструкторском бюро приборост-роения (КБП). Там он познакомился со многими интересными людьми, которые повлияли на его дальнейшую судьбу. В первую очередь, с главным конструктором Василием Грязевым.

– Для меня Василий Петрович стал примером во всём, – отмечает наш герой. – Я даже стремился работать с такой же отдачей, как и он. Именно тогда развил такие нужные для конструктора черты, как упорство, дотошность, усидчивость и терпение. Я понял, что не зря выбрал эту специальность.

Как вспоминает Александр Гранитович, всё могло быть по-другому. С детства он увлекался немецким языком. На последнем курсе у него
появилась мысль подготовить дипломный проек-т именно на языке Гёте.

– Если бы идея удалась, у меня появилась бы возможность работать в патентных отделах, – говорит изобретатель. – Я рад, что этого не
произошло. Иначе не быть мне настоящим конструктором.


Туляк на Урале

Через несколько лет Александр Бирюков переехал в Свердловск. Долгое время он работал в одном из научно-исследовательских институтов, а в 1994 году пришёл на Свердловскую железную дорогу.

– Поначалу я работал в группе путевого  хозяйст-ва, а потом возглавил лабораторию лубрикации, – рассказывает наш герой. – Для меня – человека, не имеющего железнодорожного образования, этот опыт оказался полезным. Пришлось изучать специфику локомотивного, путевого, вагонного хозяйств. Позже стал руководителем конструкторского отдела. Работа интересная, да и коллектив хороший. Хотя, порой, приходится трудиться в непростых условиях. Зато результаты дают о себе знать. Так, мы разработали новый путевой гребнесмазыватель. Планируем завершить специальное докаточное устройство для быстрой эвакуации с перегона локомотива с заклиненной колёсной парой. На сети нет аналогов нашего устройства. Это комплект разборных катковых опор, который монтируется за 15-20 минут.

Как говорит начальник конструкторского отдела ДКТБ, эвакуатор выдерживает осевую
нагрузку до 25 тонн. Его использование сокращает время доставки аварийного тягового по-движного состава в депо, уменьшает трудоза-траты. Сейчас завершается модернизация докаточного устройства и подготовлены материалы для получения на него патента.


«Завтрак» для изобретателей

Говоря об источниках вдохновения, мой собеседник убеждён: они могут быть самыми разными. К примеру, кто-то вводит себя в транс и в этом состоянии изучает элементарные частицы. Некоторые настраиваются на творческий лад, слушая музыку, читая книги или занимаясь чем-то другим.

– Озарения, конечно, бывают, – считает Александр Бирюков. – Ты ломаешь голову над одной задачей, а подспудно вертится мысль, как бы создать или усовершенствовать то или иное
устройство. Внезапно приходит решение.

К так называемому «завтраку для чемпионов» наш герой относится скептически. Конечно, определённые продукты активируют работу головного мозга. Например, шоколад. Однако это не означает, что человек вдоволь употребив сладкого лакомства, тут же начнёт изобретать. На собственном же опыте Александр Гранитович убедился в том, что прояснению ума спо-собствует… голодание.

– Даже не помню, где я это вычитал, – говорит он. – Решил проверить и через пару недель ограниченного питания почувствовал, что
думать стало легче. Однако и это сомнительный стимулятор.

Нередко на творчество нашего героя вдохновляет музыка. Он предпочитает слушать классических композиторов, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin.

– Самый лучший стимулятор – это самообразование и справочная документация, которая всегда должна быть под рукой у конструктора, – убеждён мой собеседник. – Ведь занимаясь той или иной разработкой, он анализирует все схожие по этой теме изобретения. Если до тебя никто этого не придумал, то этот элемент новизны должен окрылять и подстёгивать. 


Обратная сторона медали

Александр Бирюков считает, что каждое изобретение или рационализаторское предложение так или иначе влияет на развитие научно-технического прогресса. Однако существуют бесполезные с точки зрения практической целесообразности технические новинки. Есть сомнительные, ненужные, слишком громоздкие изобретения.

– Бывает, вроде устройство или приспособление отвечает всем необходимым критериям, а практической ценности никакой, – говорит начальник конструкторского отдела ДКТБ.

Подобных изобретений на самом деле много. Как вам, к примеру, вилка с таймером? Или фонарик на солнечных батареях, который работает только на свету? Или зонтик для мундштука?

– У многих изобретений есть и обратная сторона медали, – отмечает Александр Гранитович. – Всё зависит от того, для чего ты его используешь. Это этическая проблема. На мой взгляд, она будет всегда. Я рад, что разработки нашего отдела направлены исключительно на создание техники, используемой в мирных целях.


Кстати

На днях Управлением по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» запатентован новый путевой гребнесмазыватель, разработанный специалистами Дорожного конструкторско-технологического бюро СвЖД. С весны этого года 10 таких устройств планируется установить в зоне обслуживания Камышловской, Каменск-Уральской, Свердловск-Сортировочной, Кунгурской и Баженовской дистанций пути.

Как сообщил Александр Бирюков, разработка уральцев прошла опытную эксплуатацию в зимних условиях в Камышловской дистанции пути. 

– Новый путевой гребнесмазыватель, в отличие от других стационарных лубрикаторов, не нуждается в дополнительных источниках питания. Так, ему не нужен для заправки сжатый газ, – сказал он. – Гребнесмазывателю достаточно энергии колеса, которую он получает во время прохождения над ним поезда. Благодаря специальной щётке смазка распределяется равномерно по гребню колеса. Для установки гребнесмазывателя не нужно делать отверстия в рельсе. Он монтируется на его подошве. При необходимости устройство можно быстро снять и установить на любом другом участке пути.


Это интересно

Группа знаменитого американского композитора, певца и продюсера Фрэнка Заппы называлась Mothers Of Invention (Матери изобретательности). Действительно, творчество этого коллектива отличалось оригинальностью. Музыканты играли в различных жанрах (от блюз-рока до джаз-фьюжна), экспериментировали со всевозможными звуковыми эффектами и шумами. В 1975 году после выхода альбома Bongo Fury группа распалась. Фрэнк Заппа начал сольную карьеру. За весь период творчества с середины 60-х по 1993 год он выпустил более 60 альбомов.

Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31