26 января 2021 22:14

26 января 2021 22:14

Движенец-наставник

Диспетчерам во время дежурства приходится решать самые замысловатые задачи

Более десяти лет Василий Молодавкин работает дежурным по отделению в ДЦУПе. Под его руководством двенадцать диспетчеров. Для многих из них Василий Георгиевич был и остаётся наставником. Сего-дня они самостоятельно могут принимать эффективные решения, делать качественную логистику. Но время от времени всё же обращаются
к «Георгичу» – если какая-то проблема допускает неоднозначного решения. С его почти 44-летним опытом работы неразрешимых
задач не бывает. Не должно быть. 


Многие диспетчеры в ДЦУПе, можно сказать, прикованы к рабочему месту. Ситуация на дороге меняется ежесекундно, все текущие «вызовы» нужно успеть правильно прочитать на экране монитора и оперативно отреагировать на них. Так что даже на пару минут отлучиться невозможно. Особенно
в тот январский день, когда дорогу заваливало снегом и движение в любой момент могло остановиться. Василий Георгиевич всё же вышел встретить корреспондента «УМ» на проходную. Только телефон с собо-й взял, он с ним не расстаётся. Текущую обстановку на станциях
держит в голове даже без монитора и даёт по телефону точные указания.
А уж за монитором – как рыба в воде. Хотя в своё время пришлось изрядно попотеть, пока освоил современную систему компьютерной телеметрии.   

  

Умение просчитать

ситуацию 

– Видите эту линию на экране? Четвёртый путь был закрыт, показывает «ложную занятость», – объясняет рисунок на мониторе Василий Георгиевич. – Диспетчер отметил в графике: в секции 6-СП была стружка, теперь удалена. В итоге, пригородный поезд по Тагильскому посту прошёл с опозданием, но в Екатеринбург прибыл чётко по графику. Всё отражается на схеме – информация, можно сказать, прямо с колёс. 

Василий Георгиевич рассуждает об особенностях наставничества, хотя
и не любит этого слова.

 – Я не хотел бы называть такие отношения «наставничеством», – говорит Молодавкин. – Мы все – коллеги. Вот об опеке, товарищеской  помощи можно говорить. Лучше подсказать человеку, подтолкнуть его к решению, чтобы он видел ситуацию вперёд хотя бы на два-три часа. Он должен как
в шахматах просчитать на несколько шагов вперёд. Если не может – профессионально непригоден.  


Проблемы 

После двухнедельного новогоднего простоя заработали в полную силу предприятия добывающего
и перерабатывающего комплекса, резко повысилась потребность в отгрузке. И диспетчерам весь этот нахлынувший поток надо оперативно распределять. Выявляется и другая проблема – владельцы грузового
состава не торопятся забирать свои вагоны и они балластом стоят на путях, мешая работе диспетчеров и дороги. Как пример: у Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК)
заказы под строительные грузы идут через двое-трое суток. При этом на середину января диспетчеры должны решить, что делать со 150-ю вагонами подвижного состава, которые «когда-нибудь» потребуются комбинату. В данный момент они не нужны, но где-то стоять им надо. Вот они и «оседают»
в регионе, забивают станции, ту же Смычку, мешая оперативной работе.
Или коксохимическое производ-ство оставляет три состава угля по 67–68 вагонов. Все эти «радости простоя» случаются на фоне того, что сегодня остро не хватает маневровых локомотивов. Особенно по северу региона, по Ивделю, где требуются тепловозы. В рамках графика  в регионе должны работать 11 тепловозов. А их в начале смены оказалось только восемь. Из них на ходу только процентов 70 – работает или одна секция, или блок на 11 движках. Полный вес такой тепловоз уже не берёт, и надо комбинировать. Сетуют движенцы: поставляется,
в основном, электровозная тяга – это локомотивы новой серии (2ЭС6, 2ЭС10, «Ермаки» на переменном токе), а вот грузовыми тепловозами производственники почти не занимаются. Выпустили заводы десять опытных образцов, и что дальше? Вот и решают дорожные головоломки диспетчеры. 


Хорошее соседство

Наш герой закончил 38-ю железнодорожную школу Нижнего Тагила. Школа находилась рядом с домом, где поселились Василий с мамой. На улице Бондина проживали в большинстве своём железнодорожники
с семьями. Больше всего ему запомнился машинист первого класса ТЧ-1 Александр Плаксин – он водил пассажирские поезда. Маленький Вася заслушивался рассказами бывалых железнодорожников. И в пятом классе не раздумывая отправился в местный ДКЖ, в кружок «Юный железнодорожник». После школы он пришёл учеником слесаря в локомотивное депо. Одновременно поступил на заочное отделение в железнодорожный техникум. В 1975 году закончил учёбу.
В 1977 году перешёл в отделение дороги,
и тогда же поступил заочно на первый курс Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (ныне УрГУПС). Было тяжело и учиться, и работать, не раз хотел бросить, но понимал, что
у матери, в одиночку воспитавшей его, такой поступок не вызовет радости. И он оправдал её надежды. С 1992 года руководство дороги поставило Василия Молодавкина первым заместителем начальника отдела перевозок по оперативной работе, а в конце 90-х годов –
начальником отдела перевозок – сначала  Нижнетагильского отделения,
а после «слияния» Тагила с Серовым – объединённого отделения дороги.   


Первые наставники

От своих наставников Василий Молодавкин перенял много положительных качеств и педагогических приёмов. Иван Сергеевич Тясто работал дежурным по отделению в Нижнетагильском регионе. Он не вмешивался в работу молодого диспетчера, но всегда был на чеку, если случалось что-то экстраординарное. Если новичок допускал ошибку, то Иван Сергеевич успевал прийти на помощь. Василий Андреевич Желяков был старшим поездным диспетчером и настоящим виртуозом своего дела. Он проводил техническую учёбу на конкретных примерах. Приходит телеграмма из региона, он говорит – давайте, разберём её по пунктам... Третий наставник Молодавкина – заместитель начальника Нижнетагильского отделения дороги Геннадий Васильевич Андросов. Он обладал феноменальной памятью и знаниями. Всегда,
и, главное,  ненавязчиво делился опытом с начинающими диспетчерами.  Его советы выглядели настоящим
наставническим искусством. Даже когда Молодавкин стал поездным диспетчером, Андросов всё так же без какого-либо давления мог подвести коллегу к нужному решению проблемы. 
А сейчас у Василия Георгиевича у самого в подчинении 12 диспетчеров. Кстати, один из его наиболее успешны-х учеников – начальник восточного района управления ДЦУПа Вячеслав Князев, до сих пор зовёт Василия Молодавкина «батей» или «сэнсеем».  


Увлечённость во всём

Повышенная ответственность за дело Василия Молодавкина – наверное, ещё с флота, где он служил старшим матросом. Пару лет назад начал вместе
с шестилетним сыном Кириллом собирать модели кораблей. Увидел как-то раз папа в киоске журнал с деталями крейсера «Бисмарк» – очень похожего на тот, на котором служил, –
и решил купить. Журналы приходили не стабильно, пришлось побегать за недостающими частями. Изрядно повозился и с обработкой деталей,
а потом и подгонкой. Василий Молодавкин собрал уже три модели. Готов корабль «Виктория», осталось немного, чтобы завершить «Чёрную жемчужину» – незабываемый
образ из «Пиратов Карибского моря».
Показал коллегам фото своей последней работы – крейсера, – который единодушно был признан шедевром. Увлечённый человек – он ведь не только на работе увлечённый... 


Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31