26 января 2021 21:34

26 января 2021 21:34

Главное – подружиться с электровозом

На занятиях Павла Братцева не бывает скучно

Управлять поездом, да ещё и пассажирским, – лучшая работа для мужчины. В этом убеждён Павел Братцев, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-пассажирский. Вернувшись в Екатеринбург из очередного рейса, он встретился с корреспондентами «УМ», чтобы рассказать о своём призвании.


– Родители с детства прививали интерес и уважение
к профессии машиниста, и я всегда знал – вырасту,
и у-строюсь работать на железную дорогу, – признаётся Павел Васильевич. – После окончания школы решил поступать в железнодорожное училище в городе Кургане. Год успел поработать помощником машиниста, и меня призвали в армию.

– А как Вы попали в Екатеринбург?

– Успел застать ещё Свердловск... Когда учился, часто --путешествовал по «железке». Пересадка, как правило,
в столице Урала. Обычно между поездами был свободный день и я гулял по городу. Наверное, тогда и решил – хочу здесь жить.

Пассажирское движение Павел выбрал тоже осознанно  – в сравнении с грузовым, оно более престижное. Впрочем, и более ответственное, ведь в руках машиниста – безопасность людей. Не случайно, чтобы стать асом своего дела, герою пришлось пройти долгий путь.

– До сих пор вспоминаю ощущения от первой поездки: счастье и сильное волнение. В рейс до Кургана я отправился с машинистом Булатом Ямалтдиновым.

– После этой поездки волнение исчезло?

– Конечно, нет! Было страшно и во второй, и в третий раз… На работу всякий раз шёл в напряжении. Накануне смены ещё дома начинал готовиться морально. Мне потребовалось около года, чтобы стать хорошим помощником
машиниста.

В 1985 году в депо проходил конкурс профессионального мастерства локомотивщиков. Павел Братцев принял в нём участие и стал серебряным призёром. Удача сопутствовала железнодорожнику и в дальнейшем – через месяц его
назначили машинистом.

– Поначалу работал на маневровом локомотиве, затем, стал ездить «на короткие плечи», то есть на малые расстояния  – от Екатеринбурга до станции Дружинино. Сейчас география поездок значительно шире – вожу поезда по всем направлениям, которые обслуживает наше депо – от Екатеринбурга до Перми, Кургана, Тюмени и Дружинино. Наверное, чуть больше мне нравится ездить в направлении Кургана, как говорится, по родным местам…

У каждого опытного машиниста есть несколько воспоминаний, связанных с нестандартными ситуациями. У Павла Братцева таких историй две. Один раз он вёл состав на
Тюмень, и вдруг на станции Камышлов в локомотиве оборвался штифт у вентилятора, перебив другие кабеля. Бригаде пришлось вызывать вспомогательный локомотив.

– Второй случай произошёл, когда я работал помощником машиниста, – добавляет собеседник. – В те годы ремонтные депо слабо следили за состоянием электровозов. Моей
бригаде достался из ремонта электровоз с увеличенным прокатом бандажей колёсных пар. В результате, на большом подъёме мы разбуксовались и не смогли ехать дальше. При попытке двигаться обе кабины электровоза загорелись. Мы
с  машинистом не растерялись: закрепили пассажирский состав с помощью башмаков, использовали все возможные средства тушения и вызвали вспомогательный локомотив.

По мнению Павла, хороший машинист должен постоянно работать над собой.

– Электровозы ЧС-2 постепенно уходят в историю – на их смену приходят машины нового поколения – ЭП2К. Они требуют более высокой подготовки, углублённых знаний по электронике. Главное, понять принцип этого электровоза, подружиться с ним. И тогда он станет помощником: при выходе из нестандартных ситуаций этот локомотив показывает себя лучше, чем его предшественник.

Знаниями и опытом Павел Братцев с удовольствием делится с коллегами, особенно – с молодыми помощниками и машинистами. Он часто исполняет обязанности
машиниста-инструктора по обучению. На его занятиях не бывает скучно.

– Мне нравятся интересующиеся люди с горящими глазами, которые тянутся к знаниям, – отмечает Павел.
– Я и сам постоянно учусь, в прошлом году поступил в Уральский железнодорожный техникум на направление «Техническая экплуатация подвижного состава», и теперь – студент.


Кстати

В 2011 году в канун Дня железнодорожника за успешную работу Павел Братцев получил почётную грамоту Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31