25 февраля 2021 19:35

25 февраля 2021 19:35

Две ветви одной магистрали

Дороги-«соседки», объединившись в одну, расширили возможности <br />
железнодорожных перевозок

Казалось бы, как можно связать две реки – Обь и Каму? Задача эта оказалась по силам железной дороге. Ровно 125 лет назад стальные нити соединили Обский и Камский речные бассейны: в 1888 году две магистрали, Горнозаводская и Екатеринбурго-Тюменская, слились в единую, Уральскую, железную дорогу.


В тот год обе дороги оказались в распоряжении казны. Линия Тюмень-Екатеринбург изначально возводилась на государственные средства,
а Горнозаводская перешла в руки казначейства лишь в 1887-м.

У каждой из двух магистралей, ставших позже единой, своя история. Датой рождения Горнозаводской считают 1 октября 1878-го года. Тогда было открыто движение на участке Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург протяжённостью 669 вёрст  (чуть более 700 км). Работы выполняло Общество горнозаводской железной дороги, руководил которым инженер путей сообщения Виктор Федорович Голубев.

Из многочисленных источников известно, что линию поделили на три части: от Перми до селения Камасино, от Камасино до Кушвы и от Кушвы до Екатеринбурга. Первая проходила по местности, где было много ручьев, рек и оврагов. Надо было строить деревянные мосты и укладывать трубы. Но самым сложным оказался участок от Камасино до Кушвы: кроме рубки леса, рабочим пришлось делать выемки в горной породе
и возводить насыпи.

На Луньевской ветке тоже были свои особенности: крутые косогоры и каменистый грунт. Именно здесь был сооружён один из первых
в Европе тоннелей длиной 65 сажен (это более 130 метров).

Линию в горной местности открыли
в 1878 году. Со дня запуска дорога начала обслуживать частные и казённые заводы Сибири
и Урала. В связи с этим количество промышленных предприятий стало увеличиваться.

Строительство Екатеринбурго-Тюменской магистрали завершилось значительно позже,
в 1885 году. Инициатором стройки был инженер-железнодо-рожник, писатель, член совета министерства внутренних дел Евгений Васильевич Богданович. В 1868 году им был написан «Проект сибирско-уральской железной дороги»,
 а в 1886 году – труд «О сибирской железной дороге». Стройка пути Екатеринбург – Тюмень велась на протяжении двух лет и обошлась казне
в 41 тыс. рублей за каждую версту.

Горнозаводскую и Екатеринбурго-Тюменскую дороги в 1888 году объединили в одну не случайно – они нарастили свою мощь и расширили возможности железнодорожных перевозок.


Кстати

Урал по праву называют родиной железных дорог России. Ещё в 1834 году тагильскими крепостными крестьянами Черепановыми был изобретён
и построен «пароходный делижанец» и чугунная дорога для него. Изобретение послужило импульсом для дальнейшего строительства по стране железных дорог. 

Впрочем, на самом Урале возведение магистралей началось лишь
в 70-е годы XIX века – в то время железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России.
А первый проект уральской железной дороги был представлен в 1861 году.


Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28