10 мая 2021 11:14

10 мая 2021 11:14

Избавиться от недугов

Сохранность вагонов на сортировочных горках с ручным торможением зависит<br />
от опыта и умения регулировщиков скоростей

Игорь Горбунов,

заместитель начальника службы вагонного хозяйства


Ежегодно на подъездных путях промышленных предприятий и путях ОАО «РЖД» повреждаются
сотни вагонов, и на их восстановление требуются миллионы рублей.
Каковы причины этих повреждений и как их избежать, рассказал Игорь
Вячеславович.


– В 2012 году на полигоне Свердловской магистрали было повреждено более тысячи единиц подвижного состава. Получается, что в среднем каждый день из строя выходит сразу несколько вагонов? Как это происходит?

– Подавляющая часть вагонов повреждается на путях промышленных предприятий. В прошлом году там «пострадало» 1087 вагонов, это более 90% от общего количества повреждённых вагонов. Чаще всего неисправности появляются при погрузочно-разгрузочных
работах. К этому приводит нарушение технологии в работе с экскаваторной техникой и погрузчиками.
Немалая доля вагонов повреж-
дается при грейферной выгрузке, магнитной шайбой и при выгрузке на
вагоноопрокидывателях. Если
говорить конкретно по предприятиям, то абсолютными «лидерами» здесь по-прежнему остаются ОАО «ЕВРАЗ НТМК» (станция Смычка).
В прошлом году это предприятие повредило 108 вагонов, превысив тем самым «рекорд» 2011 года почти в два раза. На втором месте находится ОАО «Стройкомплект Д» (станция Войновка). Ему «удалось» повредить при погрузочно-разгрузочных работах 65 вагонов, хотя
в 2011 году было всего три.

Большой урон подвижному составу наносят также хищения деталей вагонов. В прошлом году было разоборудовано 253 единицы подвижного состава. Из них 50 – на путях необщего пользования в Пермском и Нижнетагильском регионах.
По статистике, чаще похищаются автосцепки, воздухораспределители, крышки буксовых узлов, а также авторежимы, авторегуляторы и концевые краны.  В общем, всё то, за что можно выручить хоть какие-то
деньги в пунктах приёмки металла или же выгодно продать как запчасти.
К сожалению, встречаются и случаи разоборудования вагонов запаса ОАО «РЖД». Материальный ущерб от этого в прошлом году составил более полутора миллионов рублей.

– Повреждённые или «ограбленные» вагоны восстанавливают грузоотправители или же это ложится на плечи железнодорожников?

– Те вагоны, которые были повреждены на путях необщего пользования промышленных предприятий, ремонтируются за счёт клиентов. Но зачастую, чтобы добиться от них возмещения ущерба, приходится обращаться в арбитражный суд. Сейчас худшее положение с взысканием денежных средств в Нижнетагильском регионе. Там процент взыскания самый низкий – 74%, когда
в остальных регионах он превышает 90%. В целом, за прошлый год дорога получила от виновных предприятий почти девять миллионов рублей, и ещё предстоит взыскать более одного миллиона.

– Повреждаются ли вагоны по вине дорожных предприятий?

– К сожалению, это тоже случается. Но здесь совсем другие цифры.
К примеру, в прошлом году на путях ОАО «РЖД» было повреждено 119 вагонов. Чаще всего это происходит при маневровых и погрузочно-разгрузочных работах. Одна из самых актуальных неисправностей – это повреждение колеса при роспуске вагонов на «ручных» сортировочных горках. Когда вагон тормозит с помощью башмака, колесо проходит юзом несколько
десятков метров и на нём образуется односторонний ползун. А это уже угрожает безопасности движения, и такой вагон нуждается в ремонте. Всего по дороге в минувшем году зафиксировано 150 вагонов с односторонними ползунами. Из них 106 приходится на одну станцию – Березники – Сортировочные.

– Можно ли избежать ползунов на сортировочных горках?

– Их в принципе нельзя допускать. И при правильных действиях работников они вообще не появляются. Проще всего – применять профилактические меры. Одна из них – использовать смазку, чтобы уменьшить трение между колесом и рельсом.
Но всё-таки на горках с ручным торможением самое главное зависит от регулировщиков скоростей. Они должны уметь грамотно рассчитать и подобрать режим торможения
в зависимости от веса вагона и от погоды. Но как показывает практика, это не всегда получается. Ведь все вагоны разные и у каждого из них свой тормозной путь. У регулировщика должен быть большой опыт работы, практическое умение, а, главное, желание. Для того, чтобы только поставить башмак в нужном месте, приходится немало побегать вдоль пути.

– На недавнем совещании по сохранности вагонного парка участники предлагали использовать на сортировочных горках незакалённые рельсы. По их словам, это позволит полностью избавиться от ползунов. Насколько правильным вы находите это решение?

– Скажу сразу: решение не очень удачное. Если использовать на горках нетермоупрочнённые рельсы, колесо действительно будет страдать значительно меньше. Но это не решит проблему, так как вместо колеса будет быстрее изнашиваться рельс, и вскоре придётся менять само полотно. Грубо говоря, незакалённые рельсы – это выход для людей, которые не хотят добросовестно работать. Судите сами:
сейчас на всех сортировочных горках у нас стоят одинаковые термоупрочнённые рельсы, однако на первой за год образуется один ползун, а на второй – больше ста. Хотя обе имеют одинаковые полугорки
и одинаковые рельсы. Разница –
в людях.

– Поговорим об осмотре подвижного состава. Сегодня работники Дирекции управления движением недовольны тем, что на многих станциях вместо вагонников подвижной состав приходится принимать им. Как вы относитесь
к этой ситуации?

– Действительно, бывает так, что приёмкой вагонов занимаются движенцы. Но это только небольшие станции, где в смену обрабатывается менее 50 вагонов. Там вводить отдельную ставку осмотрщика просто неэффективно. Гораздо
разумнее, если обязанности осмотрщика будет совмещать работник станции. Чаще это приёмосдатчики или составители, которые прошли специальное обучение. Такая система непрерывного контроля отработана годами и менять её не вижу смысла. Кстати, на других станциях бывает совсем наоборот.
К примеру, в Чепце осмотрщики вагонов закрепляют подвижной
состав, то есть выполняют работу движенцев. Но им самим это выгодно – так они заняты не на 55 процентов, а на 75. И потом, если обратиться к ПТЭ, то там чётко написано, что любой железнодорожник должен принять меры, если видит неисправность, угрожающую безопасности движения. Поэтому сохранность вагонов должна быть в общих
интересах.


Справка

В 2012 году 1175 вагонов повреждены в объёме текущего ремонта. На деповский ремонт направили 22 вагона, одному вагону был необходим капитальный ремонт, а восемь признаны непригодными и будут исключены из инвентаря.

Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31