23 января 2021 13:47

23 января 2021 13:47

Расчёты на автомате

Уральские энергетики разработали уникальную программу для расчёта стоимости жизненного цикла сложных технических систем. Эта новинка может автоматически вычислять показатели эффективности отдельных элементов контактной сети, оценивать целесообразность их применения.


Сейчас инфраструктурные проекты в России реализуются по типовой схеме. Это стадии проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации. Перспективные же работы будут основаны на контрактах жизненного цикла. К ним относятся, например, проекты скоростных и высокоскоростных дорог. В ОАО «РЖД» уже принят стандарт по оценке стоимости жизненного цикла.

– Чтобы заключить контракт жизненного цикла, поставщик продукции обязан представить заказчику расчёты стоимости жизненного цикла объекта, а также варианты её сокращения, – пояснил «УМ» заведующий лабораторией «Систем автоматизированного проектирования контактной сети» УрГУПСа, к.т.н. Алексей Ковалёв. – По всем этим данным могут возникнуть сложности.

Так, для строительства тех же скоростных, высокоскоростных участков железных дорог неизбежно потребуется оценка стоимости жизненного цикла инфраструктурного
комплекса системы токосъёма (ИКСТ). И в этих расчётах должно быть учтено всё: от климата региона, где пройдет новая магистраль, до типа электроподвижного состава, который здесь будет эксплуатироваться.

– Мы продумали методику оценки стоимости жизненного цикла ИКСТ, – рассказал научный сотрудник лаборатории «САПР КС» Александр Окунев. –  Величина эта определяется через суммирование оттока денежных средств, иначе говоря, расходов на каждом этапе эксплуатации конкретных элементов системы токосъёма – опор контактной сети, фундаментов и всего остального.

Под эту методику расчёта учёные разработали уникальную программу. Она помогает вывести параметры эффективности элементов контактной сети. Можно заранее увидеть целесообразность использования новой продукции в сравнении с её существующими аналогами. Для этого в программе заложены исходные данные, прописаны стандартные формулы, конкретные алгоритмы.

– Можно воспользоваться предложенной нами базой данных, в которой представлена информация по участкам железных дорог, – сообщил инженер той же лаборатории Александр Микава. – Программа даст полный отчёт: как считали и на какие данные опирались; стоимость жизненного цикла объекта; полезный экономический эффект; лимитную цену и многие другие параметры.

Техническая новинка проходит регистрацию в Федеральном институ-те промышленной собственности.
Авторы, между тем, адаптируют её и создают дополнительные расчётные модули, расширяют базы данных. Перед собой они поставили задачу – программа должна предлагать вариант, при котором срок службы объекта вырастет, а стоимость жизненного цикла уменьшится.


Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31